Лунные экспедиции. Кто первым покорил луну? ссср или сша? Сколько было миссий на луну

Бизнес-планы

В мае 1961 года президент США Джон Ф. Кеннеди поставил перед страной небывалую задачу - осуществить к концу десятилетия высадку человека на Луне. 20 июля 1969 года этот дерзкий план был воплощён в жизнь. Итак, как проходили приготовления к этому событию и как проходил первый полёт человека на Луну .

Так выглядит с Луны восход Земли. Снимок сделан во время экспедиции «Аполлона-8». Лунный горизонт находится примерно в 570 км от корабля, а Земля - в 384 тыс. км

К счастью для НАСА, советский замысел так и не воплотился в жизнь, и в декабре 1968 года США достигли самого крупного на тот момент успеха. Корабль «Аполлон-8» с астронавтами Фрэнком Борманом, Джеймсом Лоуэллом и Уильямом Андерсом на борту долетел до Луны, совершил вокруг неё 10 витков и вернулся на Землю (что гораздо сложнее запланированного Советами простого облёта Луны). За 20 часов пребывания на окололунной орбите астронавты опробовали системы навигации и связи, предназначенные для использования при посадке на Луну. Спустя два месяца на околоземную орбиту вышел «Аполлон-9» с целью испытания модуля, которому предстояло доставить первых людей на лунную поверхность. В течение 6 часов лунный модуль летал отдельно от командного, после чего благополучно состыковался с ним. 13 марта 1969 года астронавты вернулись на Землю.

Вперёд, на Луну!

Через два с лишним месяца экипаж «Аполлона-10» провёл дальнейшие испытания лунного модуля - на сей раз на окололунной орбите. Астронавты Томас Стаффорд и Юджин Сернан снизились в нём до 15 км над лунной поверхностью, а Джон Янг тем временем оставался в командном модуле. Успех этой экспедиции убедительно подтвердил готовность НАСА к высадке первых людей на Луну.

Экипаж «Аполлона-11» (слева направо): Нил Армстронг, Майкл Коллинз и Эдвин «Баз» Олдрин. 16 июля 1969 года они отправились в исторический полёт с Земли на Луну

Утром 16 июля 1969 года с космодрома на мысе Канаверал, штат Флорида стартовала трёхступенчатая ракета-носитель «Сатурн-V», которая вывела в космос корабль «Аполлон-11» с тремя астронавтами на борту. Это были Нил Армстронг, Эдвин Олдрин и Майкл Коллинз. Общая длина ракеты и корабля составляла 111 м, а стартовый вес - почти 3000 тонн. Ежесекундно сжигая 15 т топлива и сжиженного кислорода, мощные двигатели первой ступени развили скорость 10 000 км/час и за 2,5 минуты подняли ракету на высоту 65 км над Землёй. После этого первая ступень была отстрелена, и заработали двигатели второй ступени. Через 9 минут после старта она тоже выполнила свою задачу, подняв корабль на высоту 185 км и увеличив скорость до 25 000 км/час. Наконец, после отделения второй ступени включились двигатели третьей.

Орбита ожидания

1. Выход на околоземную орбиту. 2. Старт с околоземной орбиты. 3. Перестыковка команджного и лунного модулей. 4. Окололунная орбита. 5. Посадка лунного модуля. 6. Обратный путь. 7. Приводнение

За каких-нибудь 3 минуты корабль набрал скорость 28 000 км/час, достаточную, чтобы остаться на почти круговой околоземной орбите ожидания. После выключения двигателей третьей ступени экипаж выполнил штатные проверки систем корабля и начал готовиться к трёхдневному полёту к Луне длиной 384 тыс. км.

Повторно включенные на пять с половиной минут двигатели третьей ступени вырвали корабль из объятий земной гравитации, и он взял курс на Луну с начальной скоростью свыше 39 тыс. км/час. Теперь пришло время подготовки трёх модулей (командного, двигательного и лунного), из которых состоял «Аполлон-11», к выходу на окололунную орбиту.

Модули «Аполлона»

Так выглядела связка командного и двигательного отсеков «Аполлона» с борта лунного модуля на пути к Луне

В коническом командном модуле находилась панель управления и жилые отсеки. Командный модуль составлял единую связку с цилиндрическим двигательным отсеком, в котором помимо маршевой двигательной установки находились двигатели системы ориентации и система электропитания.

Лунный модуль, в котором астронавты «Аполлона» совершили посадку на Луне. Он был снабжён двумя ракетными двигателями - одним для спуска, другим для возвращения на орбиту

Наконец, непосредственно к третьей ступени «Сатурна» крепился лунный модуль, в котором астронавты совершили посадку на поверхность Луны.

Посадка на Луне

Отделившись от «Сатурна», основной блок из командного и двигательного модулей совершил разворот и вершиной к вершине состыковался с лунным модулем. После этого связка основного блока и лунного модуля отделилась от третьей ступени «Сатурна», которая к тому времени выполнила свою задачу. Необходимые корректировки курса выполнялись с помощью малых маневровых двигателей, однако маршевый двигатель не включался, и под воздействием земной гравитации космический корабль постепенно замедлял ход. В 48 тыс. км от Луны скорость «Аполлона-11» лишь немногим превышала 3000 км/час, но здесь уже вступили в действие силы лунного притяжения, и корабль снова начал ускоряться. Для торможения и перевода корабля на окололунную орбиту был включен маршевый двигатель, который теперь находился в носовой части связки.

Через иллюминаторы командного модуля астронавты «Аполлона-11» наблюдали лунную поверхность с высоты 100 км, сосредоточив всё внимание на предполагаемом месте посадки в Море Спокойствия - обширной лунной равнине, получившей своё название несколько веков назад, когда учёные верили в существование лунных морей. На другой день Армстронг и Олдрин перешли в лунный модуль, получивший позывной «Орёл». Коллинз остался в командном отсеке, а лунный модуль отделился и начал пологий спуск к поверхности Луны, пользуясь двигателем посадочной ступени для торможения и корректировки курса. В этот момент весь мир затаил дыхание. Наконец, астронавты подыскали ровную площадку, на минуту зависли над ней в полуторах метрах и совершили посадку на покрытую вековой пылью поверхность Луны, о чём Армстронг доложил в ЦУП на Земле: «Говорит дно Моря Спокойствия. «Орёл» совершил посадку». Это поистине историческое событие свершилось 20 июля 1969 года в 20:18 по Гринвичу .

Кульминационным моментом экспедиции стал момент, когда Нил Армстронг спустился по трапу на лунную поверхность . Ступив на тёмно-серый грунт, он сказал: «Для одного человека - это маленький шаг, но для всего человечества - гигантский скачок вперёд» .

На Луне

Астронавт Эдвин Олдрин спускается с лунного модуля «Аполлон-11» на поверхность Луны. Снимок сделал первый человек, ступивший на Луну - Нил Армстронг

Следом за Армстронгом ступил на Луну Эдвин Олдрин, и передвигаться в условиях низкой гравитации оказалось очень легко, даже несмотря на громоздкие скафандры. Первым делом астронавты установили американский флаг, натянутый на жёсткий каркас, чтобы ткань не обвисала в полном безветрии безвоздушного пространства.

Это эпохальное событие находилось в центре внимания всей мировой прессы, а телерепортажи, пересылаемые на Землю маленькой телекамерой лунного модуля, с огромным интересом наблюдали зрители многих стран.

Гигантский лунный кратер. Снимок сделан в ходе первой экспедиции на Луну «Аполлона-11» . На заднем плане виден лунный вездеход, которым пользовались первопроходцы

Прежде чем вернуться в лунный модуль, астронавты провели ряд научных экспериментов и собрали около 20 кг образцов лунной породы.

Наступил критический момент всей экспедиции - старт с Луны. Ведь в случае отказа стартового двигателя лунного модуля люди бы навсегда остались на Луне без малейших шансов на спасение. Однако в этой и всех последующих экспедициях стартовый двигатель срабатывал безупречно.

Путь домой

Для взлёта с лунной поверхности спусковой двигатель был отделён от модуля и послужил ей стартовой платформой, которой суждено было остаться на Луне. Включив стартовый двигатель, астронавты вышли сначала на низкую окололунную орбиту, а затем на орбиту с командным модулем. Несколькими импульсами маневровых двигателей Майкл Коллинз приблизился к лунному модулю, занял удобную позицию для стыковки, и, состыковав оба модуля, первые лунопроходцы присоединились к своему коллеге. С собой они взяли собранные образцы лунного грунта и аппаратуру, которую надлежало вернуть на Землю. Затем они расстыковались с лунным модулем и включили маршевый двигатель, который должен был доставить их на Землю. Перед входом в земную атмосферу астронавты отделили двигательный отсек, а командный модуль развернули кормой вперёд, чтобы усилить торможение путём трения об атмосферу. На высоте около 7 км раскрылись малые тормозные парашюты, а в 3 км от поверхности - главные парашюты.

Под приводнившуюся капсулу с астронавтами был подведён надувной понтон, чтобы не дать ей утонуть

Вскоре командный модуль благополучно приводнился в Тихом океане, а экипаж вылетел на базу, где его ожидала триумфальная встреча. 24 июля астронавты вернулись на родину, проведя в полёте 8 суток. По выражению президента Никсона, это была «величайшая неделя в истории человечества со времени сотворения мира».

Последующие экспедиции

Корабль «Аполлон-12» завис над ракетой-носителем «Сатурн-V». На его днище видно шасси лунного модуля

Серия полётов на Луну по программе «Аполлон» завершилась в декабре 1972 года. К тому времени там побывали 12 астронавтов, причём некоторые не только ходили, но и ездили по Луне. Участники каждой экспедиции проводили на Луне всё больше времени. Вторую высадку осуществил экипаж «Аполлона-12» в ноябре 1969 года, прилунившийся в Океане Бурь неподалёку от того места, где в 1967 году совершил посадку «Сервейор-3». Астронавты Чарльз Конрад и Алан Бин привезли на Землю некоторые узлы этого зонда, и учёные получили возможность узнать, как вели себя различные материалы в условиях открытого космоса.

Полёт «Аполлона-13» во многом оправдал суеверия, связанные с «несчастливым числом». По пути на Луну в апреле 1970 года из-за дефекта в системе электропитания взорвался кислородный бак в двигательном отсеке. Осознав, что основной бак вскоре потеряет весь кислород и энергию, экипаж Джима Лоуэлла был вынужден перейти в лунный модуль «Аквериэс» (Водолей). В нём был достаточный запас воздуха для полёта, но на сей раз начались сбои в системе воздушных фильтров, и астронавтам пришлось заменять их несовместимыми фильтрами из командного модуля. Борясь за живучесть корабля, они сожгли слишком много топлива даже для того, чтобы просто развернуться и полететь обратно. Вместо этого им пришлось выполнить опасный манёвр - облететь вокруг Луны, а затем без помощи бортовых компьютеров включить маршевый двигатель лунного модуля, чтобы взять курс на Землю. И всё же, несмотря на все трудности, астронавты живыми и невредимыми вернулись домой, где их встречали, как национальных героев.

Старт «Аполлона-14». Экспедиция длилась 9 дней

В начале 1971 года после генеральной проверки всех систем стартовал «Аполлон-14», доставивший на Луну очередной экипаж астронавтов. В этой экспедиции был впервые применён модульный транспортёр оборудования - грузовая двухколёсная тележка.

Куда более смелые цели преследовала предпринятая в середине 1971 года экспедиция «Аполлона-15», оснащённая лунным вездеходом на электрических батареях, который позволял астронавтам совершать дальние поездки для сбора образцов лунных пород. Позднее таким же луноходом пользовались ещё две экспедиции - «Аполлон-16» (апрель 1972 года) и «Аполлон-17» (декабрь 1972 года).

Старт «Аполлона-17». Это был единственный ночной старт за всю лунную программу «Аполлон»

Поначалу программа «Аполлон» предусматривала ещё два полёта на Луну, но ослабление общественного интереса и урезание бюджета привело к её преждевременному закрытию. Последние полёты совершались уже по прикладной программе «Скайлэб» - в 1973 году ракета «Сатурн-V» вывела на околоземную орбиту первую американскую космическую станцию, а в 1975 состоялся первый совместный полёт кораблей «Аполлон-18» и «Союз-19», стыковка которых на орбите стала символом политической разрядки.

За годы, прошедшие после завершения программы «Аполлон», освоение космоса пошло другими путями, включая полёты кораблей многоразового использования, создание сложнейших роботов-зондов для изучения далёких планет и крупных орбитальных станций. От пилотируемых полётов к другим планетам пришлось отказаться из-за их непомерной дороговизны и бюджетных ограничений. И всё же когда-нибудь мы непременно вернёмся на Луну, чтобы на сей раз остаться там надолго. В 1992 году НАСА отправило на Луну первый за последние 20 лет зонд «Клементайн», оснащённый куда более сложной аппаратурой, чем «Аполлон». В ходе детального обследования спутника Земли он вёл и поиск полезных ископаемых, которые, по-видимому, станут главным коммерческим обоснованием возвращения человека на Луну. Этот же зонд уловил сигналы, свидетельствующие о наличии льда в укрытом вечной тенью кратере близ лунного южного полюса. А если на Луне есть вода, то её колонизация пойдёт гораздо легче.

Хотя «лунная гонка», как и все полёты по программе «Аполлон», были поставлены на службу политическим целям, они, тем не менее, остаются выдающимся достижением научно-технической мысли.

Мы не летим на Луну, - прошептал в ужасе Базз Олдрин


- С чего ты взял? – невозмутимо поинтересовался Армстронг, едва слышно напевая себе под нос «Земля в иллюминаторе». Он был командиром, и командирское спокойствие полагалось ему по инструкции в комплекте со званием, нашивками и зарплатой в 30 054 доллара в год (включая налоги).

Сомнения у меня есть, - Олдрин подозрительно оглянулся и прикрыл рукой микрофон. Затем нагнулся к самому уху Армстронга. – Я всегда это знал. Не Луна это. Фальшивка. Мы думаем, что летим, а на самом то деле – не летим. Стоим себе где-нибудь в пустыне, вместо иллюминаторов – телеэкраны. Сейчас нам показывают кино про космос, а потом нас грохнут.

Вот ты даешь! Ты ещё скажи, что знаешь, кто убил Кеннеди, - Армстронг насмешливо посмотрел на Базза и принялся в очередной раз сверять траекторию полета.

Знаю, - обреченно вздохнул второй пилот, – Инопланетяне. У них заговор с Коммунистами и Иллюминатами.

Олдрин, признайтесь, Вы опять употребляли препараты из бортовой аптечки? – спросил командир «Орла», строго глядя на подчинённого.

Ну, я немножко, - Баз покраснел. Он взял в руки маркер и на глазах у изумленного командира принялся рисовать на стене корабля бегемотов и радугу…

Поводом для обращения к теме полетов на Луну послужило следующее событие: ровно сорок лет назад, 11 декабря 1972 года, звездно-полосатая нога последний раз касалась поверхности Луны. 40 лет…минула целая эпоха, и что же? Вместо лунных баз и промышленного освоения естественного спутника Земли, мы имеем лишь книгу «We Never Went To The Moon» (Мы никогда не летали на Луну), написанную американским писателем Б. Кайзингом в 1976 году. Собственно, именно с этого момента и началась одна из Главных интриг ХХ века.

Уже четыре десятилетия специалисты в области космонавтики, астрономии, физики, радиотехники, биомедицины, режиссуры, графики, фотографии и фотомонтажа, пытаются доказать летали или нет американцы на Луну. С каждым днем растет количество аргументов и доказательств: прямых и косвенных, обоснованных и не очень, опровержимых или наоборот. Говоря откровенно, не было найдено ни одного убедительного на 100% факта фальсификации американской Лунной программы. В то же время, существует ряд скользких вопросов, на которые сторонники NASA не могут дать внятный ответ.


Такие вещи, как «развевающийся в вакууме флаг» или «отсутствие звезд на фотографиях», конечно, рассчитаны на простаков и никакого секрета в себе не содержат: флаг подвешен на Г-образном флагштоке, а звезд не видно из-за малой выдержки в условиях ярко освещенной Луны.

Гораздо солиднее звучит другое сомнение: уровень технологического развития космонавтики в 60-е годы не позволял осуществить подобную экспедицию. Здесь мы можем ориентироваться только на косвенные свидетельства:

Первый аппарат, достигший поверхности Луны, был запущен в 1959 году (советская станция «Луна-2»);
- в 1966 году советская станция «Луна-9» и американские «Сервейер-1» и «Сервейер-2» совершили мягкую посадку на поверхности Луны. Прежде чем запускать человека на Луну, NASA в провела еще 5 успешных посадок в рамках программы «Сервейер» + три экспедиции по исследованию Луны по программе «Рейнджер» и пять по программе «Лунар Орбитер»;

В 1967 году состоялся первый запуск ракеты-носителя «Сатурн-5», способной вывести на околоземную орбиты 140 тонн полезного груза. Шесть миллионов деталей. Стартовая масса 3000 тонн. Высота ракеты с 40-этажный небоскреб. Фальсифицировать факт старта «Сатурн-5» (ключевого элемента Лунной программы) не смог бы даже искусный маг Дэвид Копперфильд – за запусками своими глазами наблюдали десятки тысяч людей, приехавшие на мыс Канаверал со всего мира.


Уровень развития техники здесь, наоборот, звучит скорее как аргумент сторонников NASA. И действительно, если еще в 1959 году Человечество смогло запустить к Луне непилотируемый зонд, то что мешало спустя 10 лет отправить туда зонд с человеком на борту? И это с учетом тех колоссальных усилий и затрат, направленных на лунную программу!

Второй аргумент – смертельная радиация! Часто звучит мнение, что при полете к Луне, для обеспечения безопасности человека, требуется 10-20-100 сантиметров свинцовой биологической защиты. Иначе смертельные космические лучи убьют всё живое на борту. Астронавты бы неминуемо погибли на Луне в своих тонких резиновых скафандрах.


Что касается скафандров, то они были, конечно, не резиновые. Лунный скафандр состоял из 25 слоёв: нейлон, шланги с охлаждающей жидкостью, теплоизоляция, стеклоткань, майлар, и наконец, внешние защитные слои из стеклоткани с тефлоновым покрытием. Масса скафандра в земных условиях – 80 килограмм.

Американские специалисты были осведомлены об опасности радиационных поясов Земли, потому траектория полета «Аполлонов» при пересечении поясов планировалась таким образом, чтобы Земля в этот момент была повернута к кораблю своим Северным или Южным полюсом, где напряженность магнитного поля и уровень радиации меньше на порядок. Несмотря на кажущуюся сложность подобной траектории, специалисты по космической механике лишь пожмут плечами – для них провести такой расчет всего лишь обычное задание.

Американские астрономы, вместе с их советскими коллегами, вели внимательное наблюдение за вспышками на Солнце: в случае угрозы повышения солнечной активности, запуск должен быть отменен и перенесен на другую дату. К счастью для астронавтов, этого не случилось.

Мы имеем вполне конкретные представления о потоках космического излучения, полученные с десятков различных научных спутников, в том числе и с поверхности Луны. Никакого «сверхизлучения» там нет, что, разумеется, не исключает определенной опасности для здоровья человека (астронавты действительно получили хорошую дозу радиации). Что касается низкой околоземной орбиты, то российский космонавт Валерий Поляков провел на борту станции «Мир» 438 суток (мировой рекорд!) и благополучно вернулся на Землю. Так что все, что касается радиационной безопасности в ближнем космосе, особых сомнений не вызывает.

Отдельно хочется отметить тот факт, что все высадки планировались в местах, которые только что вышли из земной тени, и грунт в этом месте еще не успел сильно раскалиться. В противном случае, астронавтам бы пришлось прыгать, как на горячих углях. Зная точные даты экспедиций, все это легко можно проверить с помощью бесплатных астрономических программ, например, Stellarium.


Помимо космических технологий и радиации, мне бы хотелось отметить еще нескольких важных моментов, из-за которых ломают копья сторонники теории «лунного заговора». Искать оптические дефекты на фотографиях в эпоху «Фотошопа» – занятие явно неблагодарное. Можно дорисовать или закрасить все что угодно. Честно признаюсь, на официальных фотографиях NASA я так и не увидел ничего подозрительного. Несколько явно компрометирующих фотографий с тремя и даже четырьмя астронавтами на Луне оказались подделками из раздела сайта NASA/fun art. Знаменитая фотография с отчетливым символом «С» на случайно попавшем в кадр камне (специалисты объясняют дефектом при проявке, попал волосок), выглядит очень подозрительно, но гораздо менее впечатляюще, чем старт ракеты «Сатурн-5». Хотя, конечно, странный дефект наводит на определенные размышления…

Обвинения в отсутствии на «лунных» фотографиях изображения Земли (а там, где Земля есть, наоборот, странным образом пропадают все элементы лунного ландшафта) можно объяснить выбором мест для посадок «Аполлонов» - Земля, по вполне определенным причинам, в этот момент находилась слишком высоко над лунным горизонтом (проверяется любой бесплатной астрономической программой).

Сильнее настораживает тот факт, что американцы умудрились потерять оригинальные кинопленки лунной экспедиции «Аполлон-11». Все остальные пять экспедиций в наличии, а эти пропали. NASA скупо оправдывается, ссылаясь на обычную человеческую глупость и невнимательность – в архиве миллионы пленок, куда то засунули, или вообще стерли и использовали по-новой. «Всем известно, что оригинальные записи «Биттлз» случайно выбросила горничная. Так что, теперь и «Битлов» не было?» - иронизируют американские астронавты.

Есть еще один смешной факт: на видеозаписях, на которых янки рассекают по Луне на электромобилях, отчетливо слышен звук работающего двигателя! Прямо как в «Звездных войнах»! Специалисты NASA лишь пожимают плечами: «Вы что, думаете мы прогуливали в школе уроки физики? Это действительно звук двигателя «ровера», но он приходит не через вакуум, а через вибрацию грунта». Хотите - верьте, хотите – нет. Кстати, режиссер Джордж Лукас на пресс-конфереции по поводу выхода очередной серии «Звездных войн», начал свою речь словами: «Я знаю, что в вакууме звук не распространяется. А теперь задавайте ваши вопросы».


Часто можно слышать обоснованное обвинение, касающееся отсутствия на месте посадки «лунного модуля» какого-либо кратера и вообще следов воздействия реактивной струи. А ведь работающий двигатель 15-тонного «Орла» (хотя на Луне его вес в 6 раз меньше) должен был, по идее, разметать всю пыль и камни на много десятков метров вокруг!

NASA в ответ ссылаются на многочисленные фотографии самолета с вертикальным взлетом «Харриер». Там, где влётно-посадочные операции проводятся в полевых условиях, «Харриер» сильно пылит, но, увы, никакого кратера под ним не образуется. Стоит отметить, что двигатель посадочной ступени «Орла» был в два раза слабее мощного двигателя «Харриера» с тягой 10 тонн.

По версии NASA, астронавты установили на Луне лазерные отражатели . Именно эти отражатели (и еще один, на советском «Луноходе») до сих пор используются специалистами всего мира для сверхточного измерения расстояния до Луны. То, что на поверхности Луны установлены отражатели сомнений не возникает, другое дело, могли ли американцы установить их в автоматическом режиме, как на «Луноходе»?

«Аполлоны» доставили с Луны 382 кг грунта , из них около 40 килограммов было отдано научным организациям по всему миру. Часть образцов попали в наш институт им. Вернадского. После всестороннего изучения «американского грунта», советские исследователи пришли к мнению, что это действительно внеземные образцы, по свойствам аналогичные лунному грунту, доставленному на Землю советскими автоматическими станциями «Луна-16», «Луна-20» и «Луна-24».

Лунный грунт резко отличается от земных горных пород своим химическим составом, полным отсутствием следов воздействия воды и, главное - радиологическим возрастом: реголит образовался 3.7 - 4.0 миллиарда лет назад, а самые старые минералы из найденных на Земле - 2.6 миллиарда.


За последние годы из коллекции NASA странным образом исчезло еще около 20 кг лунного грунта – по словам американцев, «лунные камни» регулярно берут для исследований различные научные организации, при этом ученые не спешат его возвращать, бессовестно растаскивая по домашним коллекциям.

Наконец, самая лютая , связанная с ликвидацией «неугодных» лиц , отказавшихся участвовать в грандиозной фальсификации. Действительно, в период 1966-1967 гг., странным образом погибло восемь человек, так или иначе, связанных с полетами в космос. Это не простая байка из «желтой прессы», все погибшие известны поименно:

Майор ВВС Роберт Лоуренс 8 декабря 1967 года разбился при заходе на посадку на самолете F-104. Вы спросите, какое отношение имел Лоуренс к космосу и Луне? Незадолго до своей смерти он принимал участие в программе по разработке орбитальной станции. Очевидно, что-то узнал про «Лунную программу», за что и был ликвидирован.

Рассел Роджерс погиб 13 сентября 1967 года - его истребитель F-105 взорвался в воздухе. Незадолго до смерти работал на NASA.
Все остальные погибшие были астронавтами NASA, хотя никто из них, кроме Гриссома и Уайта, не успел побывать в космосе.
Эллиот Си и Чарльз Бассетт были первыми кандидатами для полета на "Джемини-9", разбились 28 февраля 1966 года при заходе на посадку на учебном самолета Т-38.

27 января 1967 года произошла трагедия: погибли Вирджил Гриссом, Эдвард Уайт и Роджер Чаффи из экипажа "Аполлона-1". Все трое сгорели заживо в кислородной атмосфере при тренировках в кабине космического корабля.
Увы, специалисты в области космонавтики, не находят ничего подозрительного в трагической гибели экипажа «Аполлона-1», например, 23 марта 1961 года, при полностью аналогичных условиях, в барокамере сгорел советский испытатель Валентин Бондаренко. Трагическая случайность.

Удивительно, но все девять пилотов ВВС, отобранных для полетов на советском «Буране» (тот самый родственник «Шаттла»), тоже погибли при странных обстоятельствах в конце 80-х годов. Что это? Правительственный заговор? Неужели «Буран» никогда не существовал в реальности?

С моей точки зрения, все вышеописанные случаи лишь подтверждают высокий риск и опасность профессий летчиков и космонавтов. Кстати, из 12 побывавших на Луне астронавтов к настоящему моменту умерло четверо, причем все они дожили до преклонного возраста (в среднем, им было за 70). Часть из них после «Лунной программы» снова участвовали в космических полетах, например, Джон Янг дважды был командиром «Шаттла».

Что касается мнения советских космонавтов и тех, кто принимал непосредственное участие в «Космической гонке 60-х», их мнение звучит весьма прозаично: американцы на Луне были. По словам Алексея Леонова, он лично находился на узле дальней космической связи и следил за трансляциями с Луны. Чувствительные радиотелескопы в Крыму смогли запеленговать источник радиосигналов с точностью до 1,5 угловых минут – сомнений не было, сигнал шел с поверхности Луны. В противном случае, разоблачение американской аферы дало бы огромные политические дивиденды Советскому Союзу.

В 2009 году места посадок «Аполлонов» и «Луноходов» сфотографировали японский зонд «Кагуя» и американский «Lunar Reconaissance Orbiter» (LRO). Разумеется, съемки с лунной орбиты столь мелких деталей рельефа не отличаются высоким качеством. Специалисты NASA указывают на едва различимые пятна и тени, объясняя их происхождение следами пребывания земных посетителей..

В общем, ситуация выглядит следующим образом: сторонники «лунного заговора» находят все новые подозрения, которые сторонникам NASA удается более-менее успешно опровергнуть. До сих пор не найдено ни одного явного факта фальсификации, в то же время не представлено ни одного на 100% достоверного подтверждения пребывания американских астронавтов на поверхности Луны (например, фотографий мест посадок в высоком разрешении).
На прямой вопрос: «Почему перестали летать на Луну?», у американцев есть своеобразный ответ: пока полезная нагрузка в 1% от стартовой массы ракеты считается великолепным результатом, ни о каком промышленном освоении Космоса не может быть и речи.

Аполлон 11 - 2 человека 21 июля 1969 года Нил Армстронг попал в историю, став первым человеком ступившим на Луну, следом за ним вышел Базз Олдрин. Прилунение вряд ли можно было назвать - "мягкой посадкой", Армстронгу пришлось вручную садить Лунный Модуль так как запланированное место посадки оказалось усыпано валунами. Вместе с Олдрином, следящим за высотой и скоростью, а также почти пустым топливным баком, они благополучно прилунились на Базе Спокойствия (именно так они прозвали место своей высадки на Луне).

В общей сложности, Нил и Базз провели на лунной поверхности (как внутри модуля, так и вне) 21 час, 36 минут и 21 секунду, а общая продолжительность прогулок по Морю Спокойствия (так они прозвали местность в которой работали) составила 2 часа, 31 минуту и 40 секунд. За время своей лунной активности они набрали камней, поставили флаг США, установили сейсмограф и Лунный Уголковый Отражатель - устройство для замера расстояний между Землей и Луной с помощью направленных с Земли лазеров, использующееся по сей день.

Аполлон 12 - 2 человека

Следующими лунными пешеходами стали Пит Конрад и Алан Бин во время миссии Аполлон 12. 14 ноября 1969 года при запуске ракеты Сатурн-5 команда перенесла два удара молнией. Мощные толчки вывели из строя системы питания и управления, но благодаря быстрому реагированию Центра Управления Миссией и Бину вскоре всё было восстановлено.

Команда Аполлона 12 подтвердила свои навыки сверхточной посадки прилунившись всего на 185 метров от беспилотного космического корабля Сервейер-3. Во время одной из своих прогулок Конрад и Бин, проходя мимо Сервейера, демонтировали несколько его частей для дальнейшего анализа на Земле. В целом астронавты провели на Луне два дня, 19 и 20 ноября 1969 года.

Аполлон 13 - 0 человек

Очередной лунной миссией должен был стать Аполлон-13, но из-за того, что через два дня после запуска взорвался кислородный бак на запасном модуле космического корабля, экипаж так и не смог высадиться на Луну. За этим последовала героически мучительная и зрелищная спасательная операция.

Аполлон 14 - 2 человека

Успешно высадились на Луну Алан Шепард и Эдгар Митчелл, которые были частью миссии Аполлон-14. Они стартовали 31 января 1971 года и высадились 5 февраля в районе Фра Мауро, месте изначально запланированном для Аполлона-13. Шепард и Митчелл осуществили два выхода; в первом, провели серию сейсмических экспериментов по изучению возможных землетрясений на Луне, задействовав модульную повозку для транспортировки оборудования и образцов.

Во время второго, они попытались добраться до кратера по имени Коун, но без видимых ориентиров на скалистом повторяющемся ландшафте они не смогли его найти. Позднее анализ, совместивший изображения сделанные астронавтами с орбитальными, определил что пара находилась всего в 20 метрах от него. За время пребывания на Луне Шепард успел открыть гольф-клуб и ударить пару мячей. Митчелл присоединился, метнув лунную лопату как копьё.

Аполлон 15 - 2 человека

Дэвид Скотт и Джеймс Ирвин прилунились 31 июля 1971 в составе миссии Аполлон-15, залетев на три дня, до 2 августа. В отличие от предыдущих миссий, которые высаживались на плоских лунных равнинах, эта команда села между двумя горами в районе под названием Хэдли Рилл.

Астронавты провели за бортом около 18,5 часов разъезжая на первом в истории Луноходе который они привезли с собой. Это позволило им путешествовать гораздо дальше от Лунного Модуля, чем предыдущие миссии. Во время трех лунных прогулок Скотт и Ирвин провели несколько научных экспериментов и собрали 77 кг образцов лунных пород.

Аполлон 16 - 2 человека

Джон Янг и Чарльз Дюк стали следующими постояльцами попавшими на Луну с миссией Аполлон-16. Когда корабль вышел на лунную орбиту, миссия чуть не была сорвана из-за проблем с основным двигателем контрольно-обслуживающего модуля. Однако, всё обошлось и более того, это оказалась первая миссия с высадкой непосредственно на лунной возвышенности. Они провели на лунной поверхности 71 час или три дня, с 21 по 23 апреля 1972 года. В течение этого времени они совершили три выхода общей продолжительностью 20 часов и 14 минут, а также накатали 26,7 километров на луноходе.

Аполлон 17 - 2 человека

Последними гостями на Луне, стали Юджин Сернан и Харрисон Шмитт. Они улетели с первым ночным запуском ракеты Сатурн-5 в составе Аполлона-17 и высадились на Луну 11 декабря 1972 года. За время своего трёхдневного пребывания они совершили три прогулки, собрав лунные образцы и установив исследовательское оборудование.
После 12-дневной миссии команда Apollo 17 вернулась на Землю 19 декабря 1972 года. Перед отлётом, Сернан выцарапал инициалы своей дочери Трейси на лунном реголите. Поскольку Луна не имеет разрушающих погодных условий, таких как дождь или ветер, ее инициалы должны оставаться там и по сей день.

Начиная с 1972 года никому не удостоилось попасть на Луну или её орбиту.


В 1965-1969 годах Леонов входил в группу советских космонавтов, готовившихся по советским программам облёта Луны Л1/«Зонд» и посадке на неё. Полёт пилотируемого корабля «Зонд-7» по лунно-облётной программе был предварительно назначен на 8 декабря 1968 года. Леонов входил в состав второго экипажа готовящегося облететь Луну в сентябре 1968 года, и первым ступить на её поверхность. Но история распорядилась иначе, и первым на Луне побывал американец Нил Армстронг.

После этого космическая гонка закончилась т.к. перестала иметь какой-либо смысл. Следующей целью стал Марс, однако до недавнего времени особого интереса к полету на Красную планету ни США ни Россия не проявляли. Все изменилось с приходом частных компаний, в том числе .

Почему сейчас не летают на Луну?

Несколько лет назад десятки инновационных компаний собирающихся вернуться на Луну с новыми технологиями и идеями участвовали в международном конкурсе Google Lunar X Prize . В конце этого года определится победитель, который получит 20 миллионов долларов на воплощение и развитие своего проекта.

В ближайшие годы Китай, США, Россия и Европейский союз готовят пилотируемые миссии на Луну..

Давно хотелось написать об этом самом «бессмертном подвиге», о полёте на Луну то есть. Данный полёт давно уже стал символом Америки и плотно вошёл в человеческую историю. Однако вопросы остаются, более того - чем больше времени проходит после окончания последнего полёта, тем больше вопросов возникает. Человечество много чего достигло в том самом 20-м веке, 20-ый век — вообще век достижений. И более того, как вишенка на торте — полёт на Луну.

Вот с этой «вишенкой» как раз не всё ясно и не всё однозначно. Итак, вернёмся на полвека назад: СССР запустил первый спутник Земли (1957) и первого человека в космос (1961). Для США это было жуткой оплеухой. Американцы однозначно претендовали на мировое лидерство, и тут такое… И что-то с этим надо было делать, и как-то надо было спасать своё реноме. Именно так была поставлена задача президентом Джоном Кеннеди. Опередить русских.

Самое смешное, что те, кто выбирал цели для этого шоу, явно очень плохо разбирался в космической технике. Иначе они бы не стали заикаться про Луну. На момент принятия программы Аполлон высшим достижением пилотируемой космонавтики был полёт в термосфере вокруг Земли. То есть человечка забрасывали на орбиту, он по ней крутился в «космическом аппарате» и… приземлялся обратно на Землю. Всё, конец шоу.

Кстати, забегая вперёд, можно сказать, что по сей день все космонавты, астронавты и чайконавты занимаются примерно тем же самым: «Катанием на орбитальной карусели». А вы думали? Наличие неких «орбитальных станций» тут мало что меняет. Ну, человечек на орбите находится дольше: полгода, год… Это интересно с точки зрения медицины, но не с точки зрения пилотируемой космонавтики.

Много фильмов снято про межзвёздные странствия, много книг написано про чужедальние миры в иных галактиках… И это стало частью нашей с вами культуры и нашего с вами сознания. Мы так долго верили в полёты «человеков» на Марс и к Альфа-Центавре, что забыли о том, что со времён Гагарина пилотируемая космонавтика ушла вперёд не очень далеко. Скорее, топчется на той же околоземной орбите. Всё тот же «весёлый аттракцион». Нет конечно: стыковка/расстыковка на орбите, разные там эволюции, сборка орбитальных станций… Но всё строго на орбите планеты Земля.

И тут вдруг семь полётов на Луну, из них шесть успешных… Фантастика. Что самое смешное, СССР, при всей его индустриальной и научной мощи, не смог запустить ни одного человека даже вокруг Луны… Позор джунглям! Просто позор и ганьба! А вот американцы «прокатили» вокруг Луны 27 астронавтов (12 из них высадились на Луну)! Если считать от Apollo-10 до Apollo-17, плюс Apollo-8. Девять кораблей с экипажем по три человека. Вот оно, превосходство американских технологий…

Именно поэтому американская нация — исключительная. Ни один «низкорожденный» иностранец не смог подняться выше низкой орбиты. А двадцать семь американцев облетели вокруг Луны… Поневоле начинаешь завидовать. Вот у нас в основном говорят об Apollo-11, но, простите, этих Аполлонов было просто до чёртиков! Вот меня, как человека с техническим образованием, восхищает именно это. Надёжность и повторяемость разработанной технологии.

Аполлоны ходили к Луне как рейсовый автобус. Даже скучно становится. И в этом, безусловно, отражается преимущество американских технологий и американского образа жизни. Никто больше этого не смог и даже не приблизился, и даже полвека спустя все остальные могут только мечтать и строить планы. Вот какая была в США технология/демократия в благословенные 60-е. С течением времени американцы сами стали понимать, что «концы с концами не сходятся», и больше упоминается именно первый полёт на Луну. Именно Армстронг. Ну и «до кучи» вспомнили и сняли «муви» про неудачный 13-й. Тринадцатый, какое совпадение! То есть задним числом «необыкновенный успех американских технологий» стремятся несколько приуменьшить. Якобы не всё было так здорово… Были проблемы.

Любому технически грамотному человеку понятно, что вот такой смелый полёт на Луну на новой, неопробованной технике — это очень рисково. И слово «рисково» тут не совсем подходит, скорее авантюра. Сам по себе пилотируемый полёт вокруг Луны — это уже гигантское достижение, которое никто до сих пор не повторил и не дерзает повторить. Прошло почти пятьдесят лет. Без малого полвека. И тем не менее: те самые 27 американцев остались уникальными героями, облетевшими вокруг спутника Земли.

Только они, больше никто . А ведь полёт вокруг Луны, без высадки на неё, по идее на порядок проще путешествия на Луну. Расстыковка на лунной орбите, посадка лунного модуля, после чего старт этого модуля, стыковка… и благополучное возвращение. Как-то слишком красиво. Так не бывает. На уровне технологий 60-х годов (по сути послевоенных). Да и сегодня это достаточно рискованное предприятие.

Вот почему-то все сразу говорят о полёте на Луну. Вот так сразу на Луну (вспомнился почему-то «Полёт над гнездом кукушки» и ключевая фраза одного из больных). О строительстве обитаемых лунных модулей судачат, картинки рисуют… Почему никто не предлагает запустить одного русского/китайца/японца вокруг Луны? Это ведь гораздо проще, и это будет уже достижением.

Но нет. Только Луна. А как уже было сказано, по сей день все герои-астронавты болтаются на низкой орбите термосферы. Героические термонавты… И только американцы смогли разорвать этот порочный круг. И то в конце 60-х - начале 70-х. И мало кто из тех «героев» дожил до дня сегодняшнего. Не хочу сказать плохого о тех, кто летает в космос, но, по сути, они как болтались, так и болтаются над нашими головами в верхних слоях атмосферы планеты Земля и иногда рассуждают о дальних галактических странствиях.

Почему сегодня резко падает интерес к «пилотируемой космонавтике»? А было уже всё. Всё уже было… Неоднократно. И что такое космонавт сегодня? Вот полвека назад — это да! Как раз тогда, когда американцы активно покидали поле тяготения Земли и устремлялись к кратерам Луны… славное было времечко, героическое.

Почему-то никто по их стопам не пошёл, что странно. Они, простите, что, эту Луну приватизировали? По праву первопроходцев? Apollo-8, декабрь 68 года, первый полёт вокруг Луны. Прошло почти полвека, но никто больше: ни Россия, ни Европа, ни Китай не мечтает послать космонавта в орбитальный полёт вокруг Луны. Почему я постоянно говорю о таком малозначимом событии? Да потому, что полёт человека вокруг Луны — это уже настоящий подвиг и величайшее инженерное достижение.

За это уже можно давать медали, ордена и навечно вносить в списки. Полёт разных там беспилотных объектов — это совсем не то. Они (эти наглые «беспилотники») уже выбрались за пределы Солнечной системы. А американцы только до Луны добрались. Зато каким составом! «Крутануть» живых чайко/космо/астронавтов вокруг Луны и вернуть их на Землю живыми — это серьёзнейшая инженерная задача. Сама по себе, без всяких высадок.

Тем более она была интересной в 60-е годы, когда были серьёзные опасения, что наши советские космонавты, совершив орбитальный полёт, могут приземлиться не на территории СССР и даже не на территории соц. содружества (по ошибке, а не из злого умысла!). И люди чесали репу, обмозговывая, что делать в таком случае. А американцы уже тогда могли доставить человека на поверхность Луны и забрать его оттуда… Сравните уровень технологий.

Причём даже спустя полвека этот уровень технологий не перекрыт никем. Кстати, в этом и засада: после первого рывка Колумба в Новый Свет (если он, конечно, был первым) десятки кораблей очень быстро повторили его маршрут. А риску было не меньше: опыта океанских плаваний у европейцев не было, навигация в зачаточном состоянии, корабли убогие (флагман Колумба — 200 тонн водоизмещения). И тем не менее, очень скоро на атлантических маршрутах стало жарковато.

То же самое касается ещё более сложных и дальних плаваний в Индию (флагман Васко да Гамы ещё меньше колумбового). На каком уровне технологий и как всё закипело! Буквально забурлило. Корабли один за другим потянулись к берегам Ост-Индии и Вест-Индии. Буквально стаями. Откуда что взялось… Сидели на берегу плоской Земли, сидели… и вдруг. Причём сказать, что технологическое развитие в Европе XVI-го века шло семимильными шагами, никак нельзя.

Подвиг Магеллана никем очень долго не был повторён? Так как бы и не надо… Можно было плавать и не вокруг света до любой точки планеты.

А подвиг американских астронавтов остался неповторённым. А ведь современные технологии и технологии 60-х годов — это две большие разницы. Компьютерная техника и электроника ушли вперёд просто неимоверно. Вот если даже сравнить мощность компьютера, на котором набирается эта статья, и вычислительные мощности хьюстонского космического центра, тогда в 68 году…

Реактивная техника тоже не стоит на месте. Как и материаловедение. Ну и в области станкостроения произошла настоящая революция. Тогда станки с ЧПУ делали свои первые, неуверенные шаги. А сегодня… громадные машины, обеспечивающие на многометровых деталях точность в несколько микронов. Человечество ушло далеко вперёд. Возможности по изготовлению космических кораблей сейчас несравнимы с тем, что было тогда. И возможности по проектированию этих самых кораблей сегодня совсем другие (благодаря тем же компьютерам и автоматизированным системам проектирования).

То есть сегодня «сваять» систему, аналогичную легендарным APOLLO, на порядок проще и дешевле. Да и возможности расчета траекторий полётов сегодня совсем другие. Ну сколько вы не злобствуйте, что «нонеча не так, как давеча», по факту возможности для полётов к Луне сегодня на порядок больше. Однако их никто не спешит использовать, все больше в музей APOLLO ломятся. Посмотреть, пофоткать, восхититься «беспримерным подвигом» астронавтов 60-х…

Вот когда телевизоры были такими, а ни айфонов, ни смартфонов не было даже у семейки Рокфеллеров, люди летали на Луну. Сегодня сложно в это поверить, но это именно так!

Вот тут сразу начинают объяснять, что американцы, шесть раз слетав на Луну, сняли в этом вопросе все сливки. И тут сразу встречный вопрос: «А зачем шесть раз?» К чему это? Что это доказывает? Ведь вопрос был именно в том, кто первый ступит на пыльную поверхность Луны. Вроде первым был Армстронг. Вопрос был закрыт Apollo-11. Все сливки сняли уже тогда. Каждый полёт стоит денег, больших денег. Но эти черти продолжали сновать на Луну как в лавку в пятницу вечером.

А ведь каждый полёт — это не только большие деньги, но и большой риск. В космосе всякое может случиться, и «техничку» на Луну не пришлёшь… Ну один раз, ну максимум два. И всё — пить, обмывать победу… Но нет, они летали и летали… как за казённый счёт в Сочи летом… Что там, на Луне, мёдом намазано? Мне кажется, именно из-за настойчивости американцев на Луну заглянуть стоит. Что-то они там нарыли… Золото Колчака?

Видите, в чём фокус: вся эта история «беспримерного подвига американского народа» полна нестыковок и ляпов — до программы APOLLO американцы явно уступали нам в пилотируемой космонавтике. Потом яркий прорыв! Потом… ничего. Только шаттл, который «поломался». А ведь так не бывает. И куда «испарился» тот самый ракетоноситель Saturn-5? Движок от Сатурна? Автор не является специалистом по ракетно-комической технике, но «чудо на Луне» не может не вызывать вопросы.

Шесть раз провернуть «кордебалет» с выходом на земную орбиту, полётом к Луне, пересборкой, расстыковкой, безаварийной посадкой на неисследованную планету, стартом с лунной поверхности, стыковкой на лунной орбите, стартом с лунной орбиты к Земле, приводнением в океан рядом с авианосцем (со второй космической скорости!)… Да на американских инженеров молиться надо! Вы-таки знаете: сама по себе посадка на Землю со второй космической — это уже очень непростая задача для пилотируемой космонавтики. Недетская задача, даже сегодня.

Нет, как компьютерная симуляция это не так интересно, но вот воплотить всё это в металле… Ещё раз: тот, кто ставил задачу (полететь на Луну!), был явным дилетантом. Потому что и сегодня не ясно, достижимо ли это вообще (то есть слетать туда и вернуться обратно , живым вернуться). Почему это взывало такой бурный «энтузиазизм» у космических конструкторов? А дело в том, что их «увлечение» — весьма дорогостоящее. А под «Лунную программу» можно было получить миллиарды. И развивать космонавтику изо всех сил.

При этом обмана как такового тут не было: Луна теоретически достижима для человека с помощью ракетной техники. Нужно только носитель помощнее забодяжить… чем и занимались русские/американцы. И кстати, у русских и у американцев возникли серьезные проблемы с носителем.

«В начале мая 1966 года были проведены первые испытания по запуску «Сатурна» в открытый космос, которые не увенчались успехом - в момент запуска вторая ступень ракеты вышла из строя и была полностью разрушена. После этого было принято решение данную ракету отправить на необходимую доработку и ориентировочно в начале 1967 года провести повторные испытания по её запуску. Но в итоге ракета пробыла на ремонтных работах значительно дольше, чем было изначально запланировано, и только 9 ноября 1967 года смогла осуществить повторную попытку беспилотного полёта, которая на этот раз оказалась весьма успешной.

Следующий полет, состоявшийся 4 апреля 1968 года, должен был подтвердить отлаженную работоспособность ракеты и быть заключительным в череде запланированных испытаний, но потерпел провал из-за отказа двигателей второй ступени, а третью ступень в момент пуска вообще разорвало на части. В общем, проблем было множество, и для их решения были запланированы долгие ремонтные работы. Спустя всего 8 месяцев после грандиозного провала 4 апреля 1968 года, «Сатурн-5» стартовала уже с людьми на борту, направляясь прямо к Луне . В результате чего уже 20 июля 1969 года американские астронавты впервые за всю историю человечества высадились на поверхность Луны»

Почему такая длинная цитата — о наших «страданиях» при создании носителя все наслышаны (дискуссий в инете море, иногда на повышенных тонах!), а вот что касается американцев… все почему-то думают, что у них всё было «пучком». Читаешь, значит, как у нас всё плохо и рвётся на старте (обсуждают ракетчики — на протяжении десятков страниц форума), и горе, и позор, и ганьба… и тут внезапно (когда мы, обхватив голову руками, сидим у обломков сгоревшего носителя!) новость — американцы уже гуляют по Луне… И мы поняли, что мы ВСЁ проиграли. Напиться и застрелиться…

Основные причины «зрады» приводятся следующие: раздоры между Королёвым, Челомеем и Янгелем (Берии на них уже не было!); а также «недостаточное финансирование»: якобы США ассигновали на «лунный проект» 25 миллиардов «зелёных», а СССР только 2,5 миллиарда «деревянных» — отсюда и результат, вернее его отсутствие. Якобы в США было НАСА, а у нас НАСА не было — отсюда разброд и шатания и грызня между конкурирующими фирмами.

Говорите что угодно, но СССР был гораздо более централизованной системой, чем США. И даже в космосе. Насчёт денег — они не всегда всё решают. Деньги — это только один из ресурсов. Не менее важны люди . И совсем уж критично время . Чтобы освоить деньги (не распилить!), нужно время и квалифицированные специалисты. Завалив проект деньгами, мы проблемы не решим. Как это ни странно звучит. Потом (по ходу дела) выяснится, что «тут ребят надо подготовить», то есть ребята толковые, но их надо готовить , потом выяснится, что на сами НИОКР нужны не только деньги, но и время .

Внезапно. То есть сначала «гениальный/генеральный конструктор» выбьет деньги, людей и оборудование, а потом… потом мы выясним, что не всё так просто. Процесс пошёл, но до результата ещё далеко. И Америка тут от России мало чем отличается. Итак, в 66-68 годах рвутся Сатурны в Америке, а в 1969 начинают рваться Н-1 в СССР. Лепота…

Вот вы знаете, коллеги, смотрю я на всё это безобразие (ретроспективно) и делаю один несмешной вывод: не по плечу был землянам полёт на Луну в конце 60-х… Не по плечу. Нет, пробовать и экспериментировать, безусловно, можно, этого никто не запрещает. Но вот до реального полёта до Луны и обратно… как до той же Луны пешком. С полётами космонавтов на низкой околоземной орбите сравнивать просто бессмысленно. Разные вещи, несравнимые ни разу.

Космическая программа упёрлась в технический/экономический/временной потолок. Но как же американцы с их 25 «лярдами» (в ценах конца 60-х!)? У них-то потолок был выше? Ну есть у вас нерабочий ракетоноситель и куча бабла рядом с ним. Легче стало? Вот присутствует такая «кольцевая» логика. Почему американцы смогли решить технические проблемы с ракетоносителем? Потому что они были более продвинуты в технологиях. А почему они более продвинуты в технологиях? Ну как же, они же совершили высадку на Луне! Это даже дети знают!

Почему-то все исходят из того, что США могли доставить человека на Луну (две штуки сразу!), а СССР — нет (даже одного)! Исходят из того, что Нил Армстронг 20 июля 1969 года… и это всеми признано… Ну круто же! Лунная дорожка блистает серебром… Людям нравится верить в чудеса, им нравятся волшебные сказки про принцесс и драконов. Знаете, как сказал один старый одесский еврей: «Врачу бывает сложно поверить в непорочное зачатие».

Ещё в начале 60-х США отставали от СССР в космических технологиях. Обитаемые капсулы СССР имели толстые прочные стенки, и с созданием внутренней атмосферы проблем не было. У Gemini проблемы были как раз с прочными стенками и с атмосферой. Кстати да, американцы горели в кислородной атмосфере в начале 60-х, но и у нас был такой прецедент. Как много было общего в наших космических программах… А потом, внезапно , американцы совершили гигантский скачок вперёд. Буквально через восемь лет после полёта Гагарина.

С чего бы это вдруг? Какие к тому были предпосылки? Кстати, Н-1 мы-таки допиливали уже в начале 70-х и так и не допилили… А вот у американцев денег было много… И что вам это даст, когда носитель взрывается, а сроки горят? Нет, если речь идёт о планомерной долгосрочной работе на перспективу (к середине 70-х, может к концу, полететь), то да — деньги становятся решающим фактором. А вот когда лететь надо уже завтра, но ни у русских, ни у их американских «конкурентов» нет рабочего тяжёлого ракетоносителя для выхода на орбиту…

Что вам даст «квадриллиард денех» в такой ситуации? Купить забористой дури на всю команду? Отказ СССР от «Лунной гонки» — одно из самых разумных решений «партии и правительства». Нет, впряглись, прикинули, как всё сложно и дорого… и отказались. «Квадриллиард» нам был нужен для других целей. Одна из причин отказа — высокие риски для экипажа. Правильнее сказать — запредельные. Потеря автоматической станции — это всего лишь потеря автоматической станции. Рисковать людьми — совсем другое.

А вот американцы не побоялись и рискнули… и выиграли. Вот, знаете, именно это и наводит на серьезные размышления — этот выигрыш в «русскую рулетку». Как удачно всё у них сложилось, сколько они ни крутили барабан револьвера… А в барабане были патроны? Больно уж весело скачут американцы по поверхности чужой враждебной планеты. Они ещё багги туда притащили и гоняли на багги. Какая эта Луна близкая и домашняя… как пляж в Калифорнии.

Тут дело не в трусости/храбрости, просто окружающая обстановка накладывает серьезные ограничения. В реале астронавты на Луне — это смертники. Очень велик шанс не вернуться — техника абсолютно новая и необкатанная. Любой сбой, ошибка и… всё, привет. Гимнасты под куполом цирка без страховки. Но как они уверены в себе! И как уверено в себе руководство программы полётов… Раз за разом посылая людей на «минное поле».

Как выяснилось много позже, с полётом Гагарина было всё не так гладко, как и с выходом Леонова в открытый космос…

«Во время полёта Гагарина было зафиксировано 11 нештатных ситуаций»

«Первый выход в открытый космос советские космонавты провели на два с половиной месяца раньше американцев. Это знают все. Но очень мало кому известно, что в полете корабля "Восход-2", на борту которого находились Павел Беляев (командир) и Алексей Леонов (второй пилот), было несколько серьёзных нештатных ситуаций. И три или четыре из них - смертельные».

«28 ноября 1966 года запуск "первого" автоматического "Союза-1" (который позже в сообщении ТАСС был переименован в "Космос-133") закончился аварийным сходом с орбиты. 14 декабря 1966 года пуск "Союза-2" также окончился аварийно, да ещё и с разрушением стартового стола (открытой информации об этом "Союзе-2" не было)».

И это всё творилось при полётах на орбиту планеты Земля. Техника новая, риск смертельный. Так что насчёт того, что: «Гагарин в космос летал, Бога не видал…», не соглашусь. В штормовом море не бывает атеистов. А тут люди гуляют совсем рядом со смертью. Так что наверняка и Гагарин Бога на орбите вспоминал неоднократно, и Леонов, когда торчал в шлюзовой камере.

А вот у американцев уже в конце 60-х с техникой (гораздо более сложной) всё было хорошо. Проблемы? Никаких проблем!

А ведь и наша, и их космическая техника была во многом аналогична и примерно одного уровня. Откуда такой разрыв в результатах? Результаты более мощного финансирования сказались бы... лет через десять-пятнадцать. Если же техническое решение не разработано, то купить его невозможно, сколько ты на это денег ни ассигнуй.

Самое смешное, что далее, вместо развития Сатурнов, американцы создали Шаттлы. Которые стали активно взрываться, и от которых пришлось отказаться. Как раз на правду очень похоже. И сейчас они летают на российских носителях (наследники славы армстронговой…).

О «лунной афере» написано очень много: первые публикации появились уже в начале 70-х и именно в США. Всё просто: технически грамотные люди стали сомневаться. Сомневаться в самой возможности полёта на Луну на уровне тех технологий. Автор эти сомнения разделяет: лететь на Луну, базируясь на технологиях, не гарантирующих безопасность полётов на орбиту Земли, невозможно абсолютно. От слова совсем.

Анализ фото с Луны… это что-то с чем-то, но оставим это специалистам по фотографической технике. Но вот недавно выяснилось, что плёнка, на которой зафиксирована первая высадка на Луну, куда-то запропастилась… Да много что из архивов исчезло по недосмотру. Но не только.

«Так вот, на протяжении полутора суток полёта между Землёй и Луной, когда делать экипажу было в общем-то нечего, кинороликов и фотографий Земли и Луны… практически нет. Есть, конечно, забавные эпизоды американского оригинального жанра «игровой документалистики» внутри тесного помещения «Аполлона» длительностью не более 40 секунд, которые запросто могут быть сняты на борту падающего по параболе самолёта, но не более того. А где же уникальные кадры удаляющейся и вращающейся Земли или приближающейся и вращающейся Луны, которые нигде и никогда больше невозможно было бы снять с рук, кроме как в таких полётах? Таких записей нет.»

Из комичного: недавно выяснилось, что у американцев нет надёжной модели «космического сортира». То, что было на МКС, — поломалось…

А первые реальные американские «космосортиры» были воздвигнуты на Шаттлах, но были они неудачные. Дьявол, как говорится, в мелочах. Но как же они летали к Луне, без сортира? Хороший вопрос…

Забавно: с момента первого полёта прошло почти полвека, а споры продолжаются. Были или не были? Автор, не являясь специалистом по ядерной физике, проблему поясов Ван-Аллена оставляет в стороне.

Нет, безусловно, по этой «героической теме» теме существуют масса великолепных исследований, конкурировать тут очень сложно. Но если просто спокойно на досуге проанализировать общеизвестные факты, не углубляясь в исследования… то и тогда поверить в «икспедицию» будет крайне сложно. То есть поверить в Армстронга, «танцующего» на Луне, ещё как-то можно (все мы в детстве читали сказки), но поверить в полёт «туда и обратно» шесть раз на технике 60-х годов, невероятно проблематично. Вот если бы он был хоббитом…

Хотя Остап Ибрагимович проект, безусловно бы, оценил.

Североамериканское космическое агентство (NASA) впервые выложило в интернет фотографии лунной программы "Аполлон" в высоком разрешении. Более 9,000 снимков высокого разрешения, которые никогда ранее не видел никто, кроме специалистов, были размещены на днях на фотохостинге Flickr для свободного использования. Как утверждает NASA, это лишь первый шаг к популяризированию фотодокументов программы "Аполлон", и в ближайшем будущем будут выложены в открытый доступ и остальные фотографии.

Программа Аполлон действовала с 1961 по 1975 год. За этот период к естественному спутнику Земли было отправлено 11 пилотируемых экспедиций, из которых 9 достигли Луны, 6 успешно высадились на ее поверхность, и одна из-за аварии была вынуждена облететь Луну без посадки и вернуться домой (другие 2 выполняли подготовительные задачи и высадка на Луну не предусматривалась). Стоимость тринадцатилетней программы составила 25 миллиардов долларов (139 миллиардов в долларах 2005 года), что почти в 10 раз меньше (!) затрат на 9-летнюю войну в Ираке.

Шесть успешных экспедиций - это "Аполлон-11", "Аполлон-12", "Аполлон-14", "Аполлон-15", "Аполлон-16" и "Аполлон-17". С "Аполлоном-13" едва не случилась трагедия из-за аварии на борту. Посадку на Луну было решено отменить, экипажу велели пересесть из служебного модуля в посадочный модуль, и аварийным способом отправили обратно на землю.

Специально для читателей этого блога я выложил все 9000 фотографий сделал подборку фотографий из нескольких экспедиций лунной программы "Аполлон".

02. Экспедиция "Аполлон-11" - 20 июля 1969 г. Первая успешная высадка на Луну | Лунный посадочный модуль с Нилом Армстронгом и Эдвином Олдрином отстыковался от служебного модуля и направляется к повехности Луны. Третий член экипажа - Майкл Коллинз - остался в служебном модуле.

03. Первый снимок повехности Луны после прилунения.

04. К сожалению, в этой коллекции нет фотографий выхода Нила Армстронга - первого человека ступившего на Луну. Из иллюминатора лестница, по которой спускался Армстронг, не просматривалась. Его выход зафиксировала только телекамера, закрепленная на наружной стойке, через которую велась прямая трансляция на Землю. Несколько минут спустя Армстронг перенес ее в другое место. Все, что смог сфотографировать Эдвин Олдрин в те минуты, это американский флаг, который Армстронг воткнул в лунный грунт, и стоящую в отдалении телекамеру.

05. Если бы на Луне в то время находился фотожурналист, то заснятый им выход Армстронга мог выглядеть примерно так. Здесь Армстронг снял выход Олдрина. В этот момент важно было не захлопнуть за собой люк. На наружной стороне выходного люка не было ручки. Если бы люк захлопнулся, астронавты не смогли бы войти в модуль и вернуться на Землю.

06. Как известно, первыми словами, которые произнес Нил Армстронг впервые ступая на лунную поверхность, были: "Это маленький шаг для человека, и огромный скачок для человечества" (One small step for man, but giant leap for mankind).

07. Отпечаток ноги одного из астронавтов в лунном грунте.

08. Мало кто знает, что первый предмет, который астронавты бросили на поверность из открытой двери, был пакет с мусором (!). Очень по-человечески, не правда ли?

09. Нил Армстронг и Эдвин Олдрин разгуливают по Луне. Один позирует, другой фотографирует.

10. Начались трудовые лунные будни. Эдвин Олдрин устанавливает экран коллектора солнечного ветра. Он представлял собой лист алюминиевой фольги шириной 30 см и длиной 140 см и предназначался для улавливания ионов гелия, неона и аргона.

12. Эдвин Олдрин разворачивает сейсмометр.

14. Берутся пробы грунта.

15. Эдвин Олдрин позирует рядом с флагом. Эта фотография на протяжении многих лет была предметом жарких споров. Приверженцы конспирологии утверждали, что якобы колышущийся флаг свидетельствует о том, что съемки делались не на луне, а на земле, и здесь налицо действие ветра, развевающего флаг. К счастью, теперь любой может зайти в фотоархив этой экспедиции и просмотреть все фотографии, которые были отсняты в тот день. Изгиб ткани флага на всех фотографиях одинаков, что красноречиво свидельствует об абсурдности подозрений конспирологов. Когда ветер колышет ткань флага, его форма каждую секунду будет меняться и повторить ее практически невозможно.

16. Известно, что при подготовке первой экспедиции на Луну, инженеры исходили из предположения, что за миллиарды лет истории луны на ее поверхности скопился слой пыли в несколько футов. Поэтому "ноги" посадочного модуля делались длинными, с расчетом что при посадке они утонут в пыли. К удивлению разработчиков и инженеров NASA, слой пыли на Луне оказался не больше 3-5 см. Свидетельствует ли это о молодом возрасте Луны, а следовательно и Земли? Есть над чем поразмыслить.

17. На лунной поверхности астронавты находились 2.5 часа. Когда они вернулись в посадочный модуль, они выбросили еще несколько предметов, которые уже не были им нужны - ранцы портативной системы жизнеобеспечения (те самые, которые они носили с собой), верхнюю лунную обувь и фотокамеру (кассеты с отснятым материалом, разумеется, были сохранены). Это было необходимо, чтобы максимально облегчить взлетный вес модуля.

18. Памятная табличка: "На этом месте люди с планеты Земля впервые ступили на Луну в июле 1969 года нашей эры. Мы пришли с миром от имени всего человечества". Нижний блок посадочного модуля, на стойке которого была закреплена табличка, остался на Луне.

19. Дорога домой. Лунный посадочный модуль "Аполлон-11" после взлета с Луны приближается к командному модулю, ожидавшему его на орбите.

20. Экспедиция "Аполлон-12" - 19 ноября 1969 года. Вторая высадка на Луну | Восход Земли над Луной.

21. Еще восход Земли. Непрывычная фраза: "Восход Земли".

22. Вид на поверхность Луны из иллюминатора посадочного модуля.

23. Ночь на Земле.

24. Одной из основных задач экипажа "Аполлон-12" было найти автоматический космический аппарат «Сервейер-3», который совершил посадку на Луну за 2,5 года до этого. Экипаж успешно справился с этой задачей и посадил лунный модуль в 200 метрах от "Сервейера". На фото командир экипажа Чарльз Конрад возле аппарата "Сервейер-3". Астронавты сняли с него некоторые детали и увезли с собой на землю. Ученых интересовало, как воздействовало на эти предметы их длительное пребывание на Луне. На заднем плане посадочный модуль "Аполлон-12".

25. Экспедиция "Аполлон-15" - 30 июля 1971 года. Четвертая высадка на Луну | В этой экспедиции впервые был использован лунный автомобиль.

26. Астронавты Дэвид Скотт и Джеймс Ирвин провели на Луне почти трое суток. За это время они сделали три выхода на поверхность общей продолжительностью 18.5 часов.

27. Следы колес лунного автомобиля. Астронавты накатали на нем 28 километров.

28. Один из астронавтов устанавливает научное оборудование.

29. Лунный автомобиль был разработан инженерами авиаконцерна Боинг. Колеса сделаны из плетеной стальной проволоки. Автомобиль работал от электрических батарей и мог развивать скорость до 13 км/ч, и даже больше. Однако, большая скорость была нежелательной, так как в условиях Луны луномобиль весил в 6 раз меньше, чем на земле, и при большой скорости его сильно подбрасывало на неровностях.

30. Относительно слабая гравитация была причиной того, что при ходьбе поднималось много лунной пыли, которая оседала на одежде. Обратите внимание на черные от пыли ноги астронавта.

31. Экспедиция "Аполлон-16" - 21 апреля 1972 года. Пятая высадка на Луну | В отличие от предыдущих посадок, которые совершались на более-менее ровных поверхностях, "Аполлон-16" совершил посадку в горной местности, на плоскогорьи.

32. Утренняя пробежка?))

33. Астронавты явно освоились на Луне. Припаркованный возле посадочного модуля луномобиль, научная аппаратура, работающий астронавт. Уже нет той настороженности и неуверенности, которые видны на фотографиях "Аполлона-11".

34. Кто-то из астронавтов запачкал линзу.

35. Красивый снимок Земли, повисшей в космосе. Где-то на этой планете живем мы, люди. Рождаемся, умираем, что-то созидаем, зачем-то воюем.... Как мелочно и незначительно все это кажется издалека, из космоса.

36. Поверхность Луны при приближении лунного модуля.

37. Экспедиция "Аполлон-17" - 11 декабря 1972 года. Шестая и последняя высадка на Луну | Благодаря луномобилю астронавты получили возможность удаляться от посадочного модуля на несколько километров, и спускаться на дно огромных кратеров.

38. Во время очередной посадки в луномобиль командир экипажа Юджин Сернан зацепил торчащим из кармана молотком крыло над одним из колес и оторвал его. Если на Земле такая поломка не считается серьезной, то на Луне все иначе. Из-за отсутствия крыла во время движения поднималась пыль, которая оседала на одежду астронавтов и на приборы луномобиля. Черный цвет пыли притягивал тепло и создавал угрозу перегрева. Астронавтам пришлось срочно искать выход из ситуации. Им удалось прикрепить крыло при помощи изоленты.

39. Сбор образцов грунта. Одежда астронавта запачкана лунной пылью.

40. Луномобиль на фоне одной из гор.

41. Лунный рельеф.

42. Возвращение последней лунной экспедиции. Заря на Земле.

43. Огромные океанские пространства. Эх, если бы хотя бы часть этих пространств была сушей.

44. Наш родной голубой шар.

46. Рельефная поверхность Луны и восходящая Земля.

48. Астронавты, посетившие Луну, были единственными людьми, которые могли разглядывать лунные кратеры без телескопа.

49. В ходе экспедиции "Аполлона-17" астронавты пробурили 8 скважин глубиной по 2.5 метра. В скважены были заложены взрывчатки массой от 50 грамм до 2.5 кг. После того, как астронавты покинули Луну, по команде с Земли взрывчатки были взорваны и ученые по приборам замерили скорость распространения сейсмических волн.

50. На пути домой астронавт Рональд Эванс производит рутинный осмотр своего корабля.

52. Командир экипажа Юджин Сернан и астронавт Рональд Эванс.

53. Что за прибор такой необычный? Выглядит, как чей-то мозг под стеклом.

54. Рональд Эванс бреется на пути к Земле.

55. Командно-служебный модуль "Америка" ожидает стыковки с лунным модулем, который последний раз стартовал с поверхности Луны. Полёт «Аполлона-17» стал самым продолжительным пилотируемым полётом к Луне. На Землю было доставлено рекордное количество образцов лунной породы. Были установлены рекорды продолжительности пребывания астронавтов на лунной поверхности и на окололунной орбите. «Аполлон-17» стал самой продуктивной и почти беспроблемной лунной экспедицией.

56. Прошло уже больше 40 лет с того дня, когда человек последний раз прошел по Луне. Возвратятся ли люди на Луну опять? И есть ли вообще смысл вновь лететь на Луну, если теперь доподлинно известно, что ничего ценного там нет?

57. Лунная программа "Аполлон" завершена. Последний взгляд на горную гряду на поверхности Луны, которая каждую ночь встает над Землей и освещает своим белым светом наши поля, отражается светлой дорожкой в наших морях, и светит в наши окна, пока мы спим.

Фотографии: NASA

Фотоархив всех 9,000 фотографий в полном разрешении можно найти на фотохостинге