Отличия живого от неживого: в чем разница? Чем живые существа отличаются от предметов неживой природы: сравнения, сходства и отличия. Как показать связь между живой и неживой природой? Почему человека относят к живой природе? Что такое живая природа: приз

Бизнес-идеи

ВИДЕОУРОК

Биологическая система

– целостная система компонентов, выполняющих определенную функцию в живых системах. К биологическим системам относятся сложные системы разного уровня организации: биологические макромолекулы, субклеточные органеллы, клетки, органы, организмы, популяции.

Признаки биологических систем

– критерии, отличающие биологические системы от объектов неживой природы:

1. Единство химического состава. В состав живых организмов входят те же химические элементы, что и в объекты неживой природы. Однако соотношение различных элементов в живом и неживом неодинаково. В неживой природе самыми распространенными элементами являются кремний, железо, магний, алюминий, кислород. В живых же организмах 98% элементарного (атомного) состава приходится на долю всего четырех элементов: углерода, кислорода, азота и водорода.

2. Обмен веществ. К обмену веществ с окружающей средой способны все живые организмы. Они поглощают из среды элементы питания и выделяют продукты жизнедеятельности. В неживой природе также существует обмен веществами, однако при небиологическом круговороте они просто переносятся с одного места на другое или меняют свое агрегатное состояние: например, смыв почвы, превращение воды в пар или лед и др. У живых же организмов обмен веществ имеет качественно иной уровень. В круговороте органических веществ самыми существенными являются процессы синтеза и распада (ассимиляция и диссимиляция – см. дальше), в результате которых сложные вещества распадаются на более простые и выделяется энергия, необходимая для реакций синтеза новых сложных веществ.
Обмен веществ обеспечивает относительное постоянство химического состава всех частей организма и как следствие – постоянство их функционирования в непрерывно меняющихся условиях окружающей среды.

3. Самовоспроизведение (репродукция, размножение) – свойство организмов воспроизводить себе подобных. Процесс самовоспроизведения осуществляется практически на всех уровнях жизни. Существование каждой отдельно взятой биологической системы ограничено во времени, поэтому поддержание жизни связано с самовоспроизведением. В основе самовоспроизведения лежит образование новых молекул и структур, обусловленное информацией, заложенной в нуклеиновой кислоте – ДНК, которая находится в родительских клетках.

4. Наследственность – способность организмов передавать свои признаки, свойства и особенности развития из поколения в поколение. Наследственность обеспечивается стабильностью ДНК и воспроизведением ее химического строения с высокой точностью. Материальными структурами наследственности, передаваемыми от родителей потомкам, являются хромосомы и гены.

5. Изменчивость – способность организмов приобретать новые признаки и свойства; в ее основе лежат изменения материальных структур наследственности. Это свойство как бы противоположно наследственности, но вместе с тем тесно связано с ней. Изменчивость поставляет разнообразный материал для отбора особей, наиболее приспособленных к конкретным условиям существования, что, в свою очередь, приводит к появлению новых форм жизни, новых видов организмов.

6. Рост и развитие. Способность к развитию – всеобщее свойство материи. Под развитием понимают необратимое направленное закономерное изменение объектов живой и неживой природы. В результате развития возникает новое качественное состояние объекта, изменяется его состав или структура. Развитие живой формы материи представлено индивидуальным развитием (онтогенезом) и историческим развитием (филогенезом). Филогенез всего органического мира называют эволюцией.
На протяжении онтогенеза постепенно и последовательно проявляются индивидуальные свойства организмов. В основе этого лежит поэтапная реализация наследственных программ. Индивидуальное развитие часто сопровождается ростом – увеличением линейных размеров и массы всей особи и ее отдельных органов за счет увеличения размеров и количества клеток.
Историческое развитие сопровождается образование новых видов и прогрессивным усложнением жизни. В результате эволюции возникло все многообразие живых организмов на Земле.

7. Раздражимость – это специфические избирательные ответные реакции организмов на изменения окружающей среды. Всякое изменение окружающих организм условий представляет собой по отношению к нему раздражение, а его ответная реакция является проявлением раздражимости. Отвечая на воздействия факторов среды, организмы взаимодействуют с ней и приспосабливаются к ней, что помогает им выжить.
Реакции многоклеточных животных на раздражители, осуществляемые и контролируемые центральной нервной системой, называются рефлексами. Организмы, не имеющие нервной системы, лишены рефлексов, и их реакции выражаются в изменении характера движения (таксисы) или роста (тропизмы).

8. Дискретность (от лат. discretus – разделенный). Любая биологическая система состоит из отдельных изолированных, то есть обособленных или отграниченных в пространстве, но тем не менее, тесно связанных и взаимодействующих между собой частей, образующих структурно-функциональное единство. Так, любая особь состоит из отдельных клеток с их особыми свойствами, а в клетках также дискретно представлены органоиды и другие внутриклеточные образования.
Дискретность строения организма – основа его структурной упорядоченности. Она создает возможность постоянного самообновления системы путем замены износившихся структурных элементов без прекращения функционирования всей системы в целом.

9. Саморегуляция (авторегуляция) – способность живых организмов поддерживать постоянство своего химического состава и интенсивность физиологических процессов (гомеостаз). Саморегуляция осуществляется благодаря деятельности нервной, эндокринной и некоторых других регуляторных систем. Сигналом для включения той или иной регуляторной системы может быть изменение концентрации какого-либо вещества или состояния какой-либо системы.

10. Ритмичность – свойство, присущее как живой, так и неживой природе. Оно обусловлено различными космическими и планетарными причинами: вращением Земли вокруг Солнца и вокруг своей оси, фазами Луны и т.д.
Ритмичность проявляется в периодических изменениях интенсивности физиологических функций и формообразовательных процессов через определенные равные промежутки времени. Хорошо известны суточные ритмы сна и бодрствования у человека, сезонные ритмы активности и спячки у некоторых млекопитающих и многие другие. Ритмичность направлена на согласование функций организма с периодически меняющимися условиями жизни.

11. Энергозависимость. Биологические системы являются «открытыми» для поступления энергии. Под «открытыми» понимают динамические, т.е. не находящиеся в состоянии покоя системы, устойчивые лишь при условии непрерывного доступа к ним веществ и энергии извне. Живые организмы существуют до тех пор, пока в них поступают из окружающей среды энергия и вещества в виде пищи. В большинстве случаев организмы используют энергию Солнца: одни непосредственно – этофотоавтотрофы (зеленые растения и цианобактерии), другие опосредованно, в виде органических веществ потребляемой пищи, – это гетеротрофы (животные, грибы и бактерии).


Вариант 1.

1! Из клеток состоят:

а) растения

б) грибы

в) люди

г) горные породы

а) воды

б) любых веществ

в) веществ, необходимых для роста

г) веществ, необходимых для жизни

а) дыхания

б) выделения

в) питания

г) движения

а) люди

б) животные

в) грибы

г) растения

б) животные растут всю жизнь

в) животные двигаются всю жизнь

а) семя превратилось в растение

б) щенок вырос в собаку

г) маленькое дерево стало большим

Тест № 1 по теме: «Основные свойства живого»


Вариант 2.

а) кошки

б) рябины

в) змеи

г) телевизора

а) энергию для жизни

б) вещества для «строительства» тела

г) только вещества, необходимые для роста

а) дыханием

б) реакцией

в) движением

г) раздражимостью

а) все живые организмы состоят из клеток

б) растения питаются готовыми органическими веществами

в) все живые организмы размножаются

а) им нужно больше пищи

б) им нужно больше энергии

в) они должны свою пищу поймать или найти

г) они состоят из клеток и размножаются

Тест № 1 по теме: «Основные свойства живого»


Вариант 3.

1! Из невидимых глазом клеток построены:

а) Луна

б) ваши родители

в) кочан капусты

г) деревянная скамейка

2!* Живые организмы получают энергию благодаря:

а) питанию

б) движению

в) дыханию

г) выделению

3! Двигаться могут:

а) микробы

б) растения

в) животные

г) только листья растений

4! Найдите ошибочные утверждения:

а) бактерии состоят из одной клетки

б) животные растут всю жизнь

в) животные двигаются все время

г) растения выделяют кислород

5! Выделение помогает организму избавиться от:

а) лишних питательных веществ

б) ядовитых веществ

в) непереваренных веществ

г) лишней энергии

6. Найдите верные утверждения:

а) если двигается, то живое

б) дышат только животные

в) к выделению отходов способны только животные

г) если размножается, то живое

Тест № 1 по теме: «Основные свойства живого»


Вариант 4.

1! Из клеток состоят:

а) горные породы

б) растения

в) люди

г) грибы

2! Питание – это поступление в организм:

а) веществ, необходимых для жизни

б) веществ, необходимых для роста

в) любых веществ

г) воды

3. Ядовитые, ненужные и лишние вещества организмы удаляют с помощью:

а) выделения

б) дыхания

в) питания

г) движения

4! В течение всей жизни растут:

а) грибы

б) животные

в) люди

г) деревья

5! Найдите верные утверждения:

а) бактерии состоят из одной клетки

б) растения выделяют кислород

в) дышат только грибы

г) животные растут всю жизнь

6! О развитии можно говорить, если:

а) маленькое дерево стало большим

б) семя превратилось в растение

в) листья повернулись к свету

г) щенок вырос в собаку

Тест № 1 по теме: «Основные свойства живого»


Вариант 5.

1! Внутри много маленьких клеток у:

а) окуня

б) рябины

в) телевизора

г) змеи

2! Благодаря пище живые организмы получают:

а) только вещества, необходимые для роста

б) энергию для жизни

в) вещества для «ремонта» тела

г) вещества для «строительства» тела

3!* Ответные действия называют:

а) реакцией

б) движением

в) раздражимостью

г) дыханием

4! Найдите верные утверждения:

а) растения питаются готовыми органическими веществами

б) все живые организмы размножаются

в) все живые организмы состоят из клеток

г) основной источник кислорода на Земле – растения

5. Животные больше двигаются чем растения потому, что:

а) им нужно больше пищи

б) они должны свою пищу поймать или найти

в) они состоят из клеток и размножаются

г) им нужно больше энергии

Что такое живая и неживая природа: признаки, описание, примеры

Порой дети загоняют родителей в глухой угол, ставя каверзные вопросы. Иногда даже не знаешь, как на них ответить, а порой просто не находишь подходящие слова. Ведь детям нужно не только правильно объяснять, но и говорить на доступном для них языке.

Тема живой и неживой природы начинает интересовать детвору еще до начала школьной жизни, да и она имеет огромное значение в правильно восприятии окружающего мира. Поэтому, нужно хорошенько разобраться в теме природы и понять, почему выделяют и что это такое – живая и неживая природа.

Что такое живая природа: признаки, описание, примеры

Давайте первым делом разберемся (или же просто вспомним), что такое природа в целом. Вокруг нас очень много живых организмов и неживых объектов. Все то, что может появляться и развиваться без участия человека и называется природой . То есть, например, леса, горы, поля, камни и звезды относятся к нашей с вами природе. А вот машины, дома, самолеты и прочие постройки (а также техника) не имеет никакого отношения даже к неживой области природы. Это то, что создал сам человек.

По каким же критериям выделяют живую природу.

  • Живой организм в любом случае будет расти и развиваться . То есть, он обязательно будет проходить жизненный цикл от рождения и до смерти (да, как печально это не звучит). Давайте рассмотрим пример.
    • Возьмем любое животное (пусть это будет олененок). Он рождается, учится ходить через определенное время, растет. Потом уже во взрослой особи появляются свои детки, такие же оленята. И в завершающем этапе олень стареет и покидает этот мир.
    • Теперь возьмем семечко (любое, пусть это будет зерно подсолнуха). Если его посадить в землю (кстати, природой этот процесс тоже продуман). Через определенное время появляется небольшой отросток, который постепенно растет и увеличивается в размерах. Он начинает цвести, у него появляются семена (которые потом же падают на землю и повторяют новый цикл жизни). В завершение подсолнух сохнет и погибает.
  • Размножение , как составляющий и важный компонент любого живого объекта. Мы уж выше немного на примерах дали информацию о том, что все живые организмы размножаются. То есть, у каждого животного появляются детки, каждого дерево пускает отростки, с которых вырастают новые деревья. А цветы и различные растения рассыпают свои семена, чтобы те проросли в земле и с них получились новые и молодые растения.
  • Питание является неотъемлемой частью нашей жизни. Все те, кто питаются какой-либо пищей (это может быть другие животные, растения или вода) относятся к живой природе. Для поддержания жизни и развития, живым организмам пища просто необходима. Ведь из нее мы находим силы развиваться и расти.
  • Дыхание – еще один важный компонент живой природы. Да, некоторые животные или маленькие организмы делают эту функцию так же, как и человек. Мы вдыхаем кислород с помощью легких. А выдыхаем углекислый газ. У рыб и других обитателей, которые живут под водой, для этих целей имеются жабры. Но вот, например, деревья и травы дышат через листики. Кстати, им нужен не кислород, а, наоборот, углекислый газ. Более того, через специальные малюсенькие клетки (они еще и делают важные обменные процессы) выделяется кислород, который необходим животным и человеку.
  • Движение – это жизнь! Есть такой девиз, и он полностью характеризует живой мир. Попробуйте просидеть или пролежать весь день. У вас просто заболят руки и ноги. Мышцам нужно работать и развиваться. Кстати, у детворы часто возникает вопрос – как же двигаются деревья или цветы на клумбе. Ведь у них нет ног и они не передвигаются по городу. А вот обратите внимание, что растения поворачиваются за солнцем.
    • Проведите эксперимент! Даже дома, на подоконнике понаблюдайте за цветком. Если его развернуть в другую сторону от окна, то через некоторое время он снова будет смотреть в окошко. Просто растения делают свои движения очень медленно и плавно.
  • И последний, завершающий этап – это умирание . Да, мы затронули еще в первом пункте, что все завершают свой жизненный цикл. Кстати, в этом вопросе тоже существует тонкая грань.
    • Например, дерево, которое растет, относиться в живой природе. А вот уже срубленное растение не будет дышать, двигаться или размножаться. Значит, автоматически оно уже будет относиться к неживой природе. Кстати, то же самое относиться и к сорванному цветку.

Теперь немного углубимся в тему, какие еще бывают признаки живой природы:

Мы оговорили важные и обязательные условия. А теперь еще добавим несколько научных фактов. Скажем так, для того, чтобы ваш ребенок еще больше блистал умом и сообразительностью. Ведь не забываем, что информация в плане учебы лишней не бывает.

  • Мы упоминали, что представители живой природы должны двигаться, дышать, питаться и проходить жизненный цикл. Но хотелось бы еще добавить один небольшой нюанс. Это отходы жизнедеятельности и экскременты. Экскреция – это возможность организма избавляться от токсинов и отходов. Проще говоря, все живые организмы ходят в туалет. Это просто необходимая цепочка, чтобы не отравить наши клетки. Деревья, например, сбрасывают листья, меняют кору.
  • Кстати, о клетках . Все живые организмы состоят из клеток! Есть простые существа, которые складывается только с одной или нескольких клеток (это, так называемые, бактерии). Но об этом немного позже.
    • Множество клеток же группируются в ткань. А те, в свою очередь, складывают целый орган. Органы же, точнее их композиция (то есть, совокупность, группа) и делают готовый организм. Кстати, все живые существа, которые состоят из органов, относятся к классу высших представителей. И они являются очень сложными организмами.


ВАЖНО: Чтобы ребенку стала понятней данная тема, смастерите человека или другого живого существа из конструктора. Пусть он представит, что каждая деталь и является клеткой.

  • Нельзя не отметить еще и энергию Солнца и Земли. Все живые существа просто нуждаются в солнечном свете и пользуются дарами земли. Например, минералы. Самые доступные и понятные – это соль или уголь, которые добывают из ее почвы.
  • У каждого из нас есть свои повадки в поведении. Это называется реакцией на окружающую среду. Поведение же представляет собой очень сложный комплект реакций. Кстати, у каждого живого существа они различаются друг от друга.
  • Мы все можем приспосабливаться к любым изменениям. Человек, например, придумал в период дождя использовать зонт, а другие животные просто прячутся под навес или дерево.

Какие виды живых существ выделяет биология?

  • Микроорганизмы. Это самые древние представители живой природы. Они могут развиваться там, где есть вода или влага. Даже такие малюсенькие представители могут расти, размножаться и проходить целый комплекс цикла жизни. Кстати, они могут питаться водой и прочими питательными веществами. К ним, как правило, относятся бактерии, вирусы и грибы (но не те, что мы с вами едим).
  • Растения или флора (если говорить научным языком). Разнообразие просто огромное – это и трава, и цветы, и деревья, и даже одноклеточные водоросли (и не только). Дайте ребенку полную информацию о том, почему они принадлежат к живому миру.
    • Ведь они дышат. Да, вспоминаем, что растения вырабатывают кислород, а поглощают (или впитывают в себя) углекислый газ.
    • Они двигаются. Поворачиваются за солнцем, скручивают листочки или сбрасывают их.
    • Они питаются. Да, одни делают это через почву (например, цветы), получают питательные вещества из воды или делают это все из двух ресурсов.
    • Они растут и размножаются. Мы не будем повторяться, поскольку выше уже приводили примеры подобного объяснения.
  • Это просто огромный комплекс, который включает в себя диких или домашних зверей, насекомых, птиц, рыб, земноводных или млекопитающих. Они могут дышать, питаться, расти, развиваться и размножаться. Более того, им присуща еще одна черта – это умение приспосабливаться к условиям окружающей среды.


  • Человек. Стоит на самой вершине живой природы, поскольку ему присущи все вышеуказанные признаки. Поэтому, не станем их повторять.

Что такое неживая природа: признаки, описание, примеры

Как уже догадались, неживая природа не может дышать, расти, есть, размножаться. Хотя есть и некоторые нюансы в этих вопросах. Например, горы могут расти. А огромные плиты земли могут двигаться. Но об этом более подробно мы позже поговорим.

Поэтому, давайте выделим основные признаки неживой природы.

  • Они не проходят жизненный цикл . То есть, они не растут и не развиваются. Да, горы могут «вырасти» (увеличиться в объеме) или кристаллы соли, или других минералов могут увеличиться. Но это не из-за размножения клеток. А из-за того, что появляются «вновь прибывшие» части. Также, нельзя не отметить пыль и прочие слои (это то, что непосредственно связанно с горами).
  • Они не питаются . Горы, камень или наша планета не кушают? Нет, неживой природе не нужно получать дополнительную энергию (например, Солнца и той же Земли) или какие-либо питательные вещества. Да им это попросту не нужно!
  • Они не двигаются . Если пнуть человека, то он начнет давать сдачи (здесь еще будет задействована и реакция на окружающую среду). Если толкнуть растение, то оно либо останется на месте (поскольку имеет корень), либо потеряет свои листики (которые потом отрастут). А вот если пнуть камень, то он просто переместиться на какое-то расстояние. И дальше будет там обездвижено лежать.
    • Вода в реке движется, но не потому, что он живая. Играют роль ветер, склонность местности и не забываем о такой малюсенькой детали, как частицы. Человек, например, состоит из клеток, а вот вода (и прочие неживые элементы) из крошечных частиц. И в тех местах, где связь между частицами наименьшая, они пытаются занять самое низкое место. Передвигаясь, они и образуют течение.
  • Конечно, нельзя не выделить их устойчивость . Да, в голове может возникнуть вопрос, что песок и земля имеют сыпучее состояния (из них можно слепить куличики). Но ведь они запросто выдерживают вес не только одного человека, а и целого миллиарда (даже нескольких). А про камень даже и объяснять не нужно.


  • Слабая изменчивость – еще один признак неживой природы. Камень может изменить свою форму, например, под влиянием течения. Но на это потребуется даже не месяц или два, а несколько лет.
  • И нужно еще отметить пункт отсутствия размножения . Неживая природа не заводит детенышей, она не имеет потомства или у нее не появляются дополнительные отростки. А все дело в том, что их жизненный цикл не заканчивается. Взять даже нашу планету – ей уже множество лет. А Солнце, звезды или горы. Все они тоже находятся на своем месте в неизменном состоянии уже много-много лет.

ВАЖНО: Единственное изменение природы – это переход из одного состояния в другой. То есть, например, камень со временем может стать пылью. А самым ярким примером выступает вода. Она может испаряться, затем скапливаться в облаках и выпадать в виде осадков (дождя или снега). Также она может становиться льдом, то есть принимать и твердую форму. Напоминаем, что существует три состояния – газообразная, жидкая и твердая формы.

А какие существуют виды неживой природы?

Ребенок уже в начальных классах должен иметь элементарные представления не только о живой природе, но и о неживых элементах. Чтобы было их легче воспринимать, нужно сразу выделить три группы. Тем более, в дальнейшем на уроке географии это будет только плюсом.

  • Литосфера. Мы все обитаем в таком огромном доме, как Земля (кстати, это единственная планета в космосе, где есть жизнь). Она не состоит только из земли, песка и растительности. Это сравнительно небольшой (хотя его слой минимум 10 км) поверхностный слой.
    • А под ним находятся еще слоя мантии (они находятся в расплавленном состоянии и в десятки раз толще самого верхнего слоя), внутри же планеты расположено ядро (оно состоит расплавленных металлов).
    • И не забываем о таком важном условии, что наша земная кора состоит из пазлов. Да, они называются литосферными плитами. Но для более понятного восприятия, их можно приставить в виде кусочков картины. Вот они и разделяют земной шар на континенты и океаны.
      • Где происходит их опускание, образуется водоемы (моря, реки и океаны).
      • В местах возвышения образуются поверхности земли и даже горы (они появляются в результате того, что одно плита пошла внахлест другой).
    • Гидросфера. Естественно, это водная часть Земли. Кстати, она занимает практически 70% от всей поверхности. Это реки, озера, ручьи, моря и океаны.
    • Атмосфера . Это иными словами, воздух. Он имеет несколько слоев и в нем есть две основные составляющие – азот (занимает целых 78%) и кислород (всего лишь 21%).

ВАЖНО: Кислород необходим нам для поддержания жизни. А вот азот, разбавляя его, не допускает лишнего вдыхания кислорода. Так что эти компоненты очень важны для нас, и они поддерживают в балансе друг друга.



Кстати, еще нужно выделить отдельно . Ведь без него не было бы ничего живого. Да, в принципе, наступила бы просто тьма. Он дарит нам тепло, свет и энергию.

Чем живые существа отличаются от предметов неживой природы: сравнения, особенности, сходства и отличия

Мы уже выше дали полное понятие каждому аспекту, выделив главные отличия между живой и неживой природой. То есть, показали их основные характеристики. Тем более, предоставили в развернутом виде, поэтому не станем повторяться.

Хочется лишь добавить, какие же сходства есть между живой и неживой природой:

  • Мы все подвергаемся одним физическим законам. Бросьте вниз камень или ящерицу. Они будут падать вниз. Единственно, птица взлетит в небо. Но это благодаря наличию крыльев. Под водой она все равно пойдет на дно.
  • Все химические реакции одинаково действуют на живую и неживую природу. Удар молнии оставляет схожий след. Или еще более простой пример – появление соляного налета. Что на камне, что на человеке останется белые полосы от высыхания морской воды.
  • Конечно же, не забываем и про законы механики. Опять же им все подвергаются одинаково, без исключения. Например, под влиянием сильного ветра мы начинаем идти быстрее (если следовать за ним), а облака начинают быстрее плыть по небу.


  • Мы все имеем какие-то изменения. Просто человек или любое другое животное растет, изменяет форму. Камень тоже стачивается, облако меняет форму и цвет в зависимости от содержания количества капелек воды (то есть, влаги).
  • Кстати, цвет. Некоторые животные имеют или могут становиться такого же окраса, как и предметы неживой природы.
  • Форма. Обратите внимание на схожесть ракушки или лишайника на камень, или структуру графита на пчелиные соты. А снежинки с морскими звездами, например, ни у кого не вызывают некой симметрии в формах?
  • И, безусловно, нам требуется свет и энергия Солнца.

Как показать связь между живой и неживой природой? Невидимые нити между живой и неживой природой: описание

Мы дали не только отличия между живой и неживой природой, но и показали общие черты между ними. Но нужно еще выделить и то, что в природе все взаимосвязано.

  • Например, самое простое – это вода. Она необходима всем живым представителям. Будь-то человек, лев, белка или цветок. Отличие лишь в том, что растения получают влагу через корень, а животные ее пьют.
  • Солнце. Относится к неживой природе, но оно просто необходимо зеленым растениям, чтобы происходила выработка кислорода. Живым же существам нужно оно для того, чтобы видеть и нормально развиваться. Кстати, звезды и Луна ночью выполняет подобную функцию, например, чтобы освещать путь.
  • Некоторые животные живут в норах, которые роют в земле. А другие, например, утки живут в камышах. Мох же растет на камне.
  • Некоторые минералы служат для питания многих животных и человека. Даже возьмем самую банальную соль. Уголь помогает согреться, а его добывают из недр земли. Кстати, сюда же можно отнести и газ, который поступает в наши конфорки и трубы.


  • Но животные играют немаловажную роль. Например, опавшие листья, перегнивая, питают почву. Даже некоторые отходы животных и людей способствуют ее обогащению. Но не имеется в виду бытовой мусор, он не перегнивает.
  • Растения служат укрытием для большинства животных, а те, в свою очередь, опыляют растения, разбрасывают семена и отгоняют вредителей. Например, дерево или камень служит для человека домом (если его построить).
  • Это далеко не все примеры. Каждая цепочка нашей жизни тесно взаимосвязана с другими аспектами природы. Кстати, еще хотелось бы выделить кислород, без которого не существовал бы ни один представитель живой природы.

Что указывает на общность живой и неживой природы?

Для этого нужно вспомнить курс физики. Все живые и неживые объекты состоят из частиц. А точнее, из атомов. Но это уже немного другая, более сложная наука. И еще хотелось бы подключить знания из химии. У всех представителей природы одинаковый химически состав. Нет, все они по-своему разные.

  • Но в любом живом представителе найдется такой же элемент, который встречается и в неживой природе . Например, даже вода. Она содержится во всех растениях, животных, человеке и даже в микроорганизмах.

Роль почвы во взаимосвязи живой и неживой природы: описание

Роль воды и кислорода просто огромная для живой природы. Но вот саму почву просто невозможно переоценить. Поэтому, сразу начнем с самого главного.

  • Почва служит домом для большинства представителей животного мира. Некоторые в ней живут, а другие – просто строят дома. Растения же тоже «живут» в почве, ведь по-другому они и не смогут расти.
  • Она самая питательная. Да, с ней просто никто не сравниться. Ведь в ней есть все необходимые минералы и элементы. Причем иногда связь может иметь и непрямой контакт.


Например, почва питает растения и вместе с водой способствуют их росту. А те уже становятся пищей для других животных. Кстати, некоторые животные являются пищей для представителей высшей цепочки.

ВАЖНО: Мы уже упоминали об этом, что животные и растения тоже ее обогащают, после своей гибели. И начинается цепочка снова, полученные вещества становятся пищей для микроорганизмов и других растений.

  • Для людей, например, она служит еще и основой добычи все минералов и полезных ископаемых. Даже тот же самый уголь. А также, нефть, газ или руды металлов.

Факторы неживой природы, влияющие на живые организмы: описание

Да, все факторы неживой природы влияют на живые организмы. Причем в прямой степени. Их можно найти целое множество, но выделим самые основные и главные.

  1. Свет и тепло. Относится к одному пункту, поскольку получают его живые организмы от Солнца. Да, его роль тоже тяжело переоценить, ведь без Солнца просто не было бы жизни на Земле.
    • Без света многие бы организмы просто погибли. Свет дает возможность проходить многим химическим процессам в организмах. Например, растения могут вырабатывать кислород только под влиянием солнечного света. Да и мы бы с вами совершено не так бы выглядели.
    • Температура в каждом климатическом поясе разная. Например, на экваторе (посредине земного шара) она максимальная. Там совершенно другая растительность и, к примеру, цвет кожи жителей темнее. Да и животные там обладают другими характеристиками.
    • На севере же, наоборот, живут люди с более бледной кожей. И вряд ли встретишь жирафа или крокодила в Арктике. Растения также меняются в степени изменения температуры. Меняется окрас и форма листьев.
    • А холод, вообще, может стать губительным для многих живых существ. При очень низких температурах долго не выживет ни человек, ни животное, ни растение, ни даже бактерия.
  2. Влажность. Она также важна для всего живого на планете. Без нее точно так же погибнут и животные, и растения. Если влажность упадет ниже необходимого предела, то начнет уменьшаться жизнедеятельность.
    • Кстати, в жарком климате водяные пары лучше сохраняются. Поэтому, и наблюдаются частые осадки в виде дождя. Например, в тропиках они могут быть в огромном количестве и идти несколько дней.
    • В холодных регионах примерно 40-45% влаги уходит на образование росы или снега. Можем сделать вывод, что, чем холоднее местность, тем реже бывает дождь. Зато в жарком климате редко встретишь выпавший снег.
  3. На севере земля покрыта слоем снега. Поэтому, она и не будет такой богатой. В жарких странах же чаще встречаются пески. Самым же плодородным считается именно чернозем (то есть, черная земля).
    • Кстати, форма почвы также немаловажна. В горах опять же будут другие растения и животные, которое приспособились жить на склонах. А на низкой местности, возле болот, царят свои правила.

Почему человека относят к живой природе?

Человек не просто относится к живой природе, он находится на вершине всей цепочки! Мы говорили в самом начале о признаках. Вот и делаем по этому поводу выводы. Человек, дышит, питается, растет и развивается. У всех появляются свои детки, а в завершающем этапе мы покидаем этот мир.

  • Более того, человек умеет приспосабливаться к климатическим изменениям и прочим переменам окружающей среды.
  • У всех нас есть своя реакция на происходящее. Да, когда нас толкают, мы не отлетаем в сторонку, а даем сдачи.
  • Мы максимально используем ресурсы не только земли, но и океана, и космоса.
  • Человек использует тепло, свет и энергию солнца.
  • Человеку присущи все черты живой природы, он имеет ум и душу. Более того, он максимально использует данную возможность.


Например, животные не могут сами построить себе дом. А человек даже делает целое произведение искусства. И это лишь небольшой пример его деятельности. Мы максимально используем растения, деревья и прочих животных. Даже, если взять льва – царя зверей. Его человек может запросто победить (да, для этих целей он использует такие изобретения, как кинжал или пистолет).

Видео: Живая и неживая природа: объекты и явления

Казалось бы, отличия живого от неживого видны сразу. Однако все не совсем просто. Ученые утверждают, что такие основные навыки, как питание, дыхание и общение между собой, является признаком не только живых организмов. Как полагали люди, жившие во времена каменного века, живым можно назвать все без исключения. Это и камни, и трава, и деревья.

Словом, вся окружающая природа может быть названа живой. Тем не менее современные деятели науки выделяют более четкие отличительные признаки. При этом очень важным является фактор совпадения абсолютно всех черт организма, источающего жизнь. Это нужно для того, чтобы досконально определить отличия живого от неживого.

Сущность и основополагающие черты живого организма

Банальная интуиция позволяет каждому человеку приблизительно провести параллель между живым и неживым.

Иногда у людей появляются затруднения с тем, чтобы грамотно выявить основные отличия живого от неживого. По словам одного из гениальных писателей, живое тело полностью состоит из живых организмов, а неживое - из неживых. Кроме таких тавтологий в науке имеются тезисы, более точно отражающие суть поставленного вопроса. Как ни прискорбно, но и эти самые гипотезы не в полной мере дают ответы на все существующие дилеммы.

Так или иначе, отличия живых организмов, тел неживой природы до сих пор изучаются и анализируются. Весьма широкое распространение, к примеру, имеет рассуждение Энгельса. Мнение его гласит, что жизнь буквальным образом не сможет продолжаться без процесса обмена веществ, свойственного белковым телам. Этот процесс, соответственно, не может происходить без процесса взаимодействия с объектами живой природы. Тут приводится аналогия горящей свечи и живой мыши или крысы. Различия в том, что мышь живет за счет процесса дыхания, то есть за счет обмена кислорода и углекислого газа, а в свече всего лишь осуществляется процесс горения, хотя эти объекты и находятся на одинаковых стадиях жизни. Из этого наглядного примера следует то, что взаимный обмен с природой возможен не только в случае с живыми объектами, но и в случае с неживыми. Исходя из изложенной выше информации, обмен веществ нельзя назвать основным фактором классификации живых объектов. Это показывает, что точно определить отличия живого от неживого организма является очень трудоемкой миссией.

До умов человечества эта информация дошла весьма давно. По словам философа-испытателя из Франции Д. Дидро, вполне реально понять то, что такое одна крохотная клетка, и весьма большой проблемой является то, чтобы вникнуть в суть целого организма. По мнению многих ученых, только сочетание конкретных биологических характеристик может дать понятие о том, что такое живой организм и в чем отличие живой природы от неживой.

Список свойств живого организма

К числу свойств живых организмов относятся:

  • Содержание необходимых биополимеров и веществ, несущих наследственные признаки.
  • Клеточное строение организмов (все, кроме вирусов).
  • Энергетический и вещественный обмен с окружающим пространством.
  • Способность к репродукции и размножению подобных себе организмов, которые несут наследственные признаки.

Резюмируя все описанные выше сведения, стоит сказать, что умеют питаться, дышать, размножаться только живые тела. Отличие неживых в том, что они могут лишь существовать.

Жизнь - это код

Можно сделать вывод о том, что основой всех процессов жизнедеятельности являются белки (протеины) и нуклеиновые кислоты. Системы с наличием таких компонентов являются сложно организованными. Самое короткое и, тем не менее, емкое определение было выдвинуто из Америки по фамилии Типлер, ставшим создателем издания под названием «физика бессмертия». По его словам, живым существом можно признать только то, в составе которого есть нуклеиновая кислота. Также, по мнению ученого, жизнь является определенного рода кодом. Придерживаясь этого мнения, стоит предположить, что, лишь поменяв этот код, можно добиться вечной жизни и отсутствия нарушений здоровья человека. Нельзя сказать о том, что эта гипотеза нашла отклик у всех, но все же некоторые ее последователи появились. создано с целью обособления способности живого организма накапливать и обрабатывать информацию.

Принимая во внимание то, что вопрос отличия живого от неживого по сей день остается предметом многочисленных дискуссий, к проведенному исследованию имеет смысл добавить подробное рассмотрение структуры элементов живого и неживого.

Наиболее важные свойства живых систем

Из самых важных свойств живых систем многие профессора биологических наук выделяют:

  • Компактность.
  • Способность делать порядок из существующей хаотичности.
  • Вещественный, энергетический и информационный обмен с окружающим пространством.

Большую роль играют так называемые «петли обратной связи», которые образуются внутри автокаталических взаимодействий.

Жизнь значительно превосходит иные разновидности существования материала в плане разнообразия химических составляющих и динамики процессов, которые протекают в живом олицетворении. Компактность структуры живых организмов является следствием того, что молекулы жестко упорядочены.

В составе неживых организмов клеточная структура проста, чего не скажешь о живых.
Последние имеют прошлое, что обосновано клеточной памятью. Это также существенное отличие живых организмов от неживых.

Жизненный процесс организма имеет непосредственную связь с такими факторами, как наследственность и изменчивость. Что касается первого случая, признаки передаются молодым особям от более старших, и мало подвержены влиянию окружающей среды. Во втором же случае все наоборот: каждая частичка организма изменяется благодаря взаимодействию с факторами окружающего пространства.

Начало земной жизни

Отличия живых неживых организмов и прочих элементов волнуют умы многих ученных. По их словам, о жизни на земле стало известно с того момента, как только появилось понятие того, что такое ДНК и зачем оно создано.

Что касается информации о переходе простых белковых соединений к более сложным, достоверных данных по этому поводу пока не получено. Существует теория о биохимической эволюции, но она представлена лишь в общих чертах. Эта теория гласит, что между коацерватами, являющимися по природе сгустками органических соединений, могут «вклиниваться» молекулы сложных углеводов, что приводило к образованию простейшей клеточной мембраны, которая давала коацерватам стабилизацию. Как только к коацервату присоединялась молекула белка, появлялась другая подобная клетка, имеющая способность к росту и дальнейшему делению.

Самым трудоемким этапом процесса доказательства этой гипотезы считается аргументация способности живых организмов к делению. Нет сомнений в том, что в модели появления жизни будут входить и другие знания, подкрепленные новым научным опытом. Однако чем более сильно новое превосходит старое, тем сложнее становится фактически объяснить то, каким именно образом появилось это самое «новое». Соответственно, тут речь всегда будет идти о приблизительных данных, а не о конкретике.

Процессы творения

Так или иначе, следующей важной стадией сотворения живого организма является воссоздание мембраны, защищающей клетку от пагубных факторов внешней среды. Именно мембраны являются начальным этапом в появлении клетки, служащей отличительным ее звеном. Каждый процесс, являющийся особенностью живого организма, протекает внутри клетки. Огромное количество действий, служащих основой жизнедеятельности клетки, то есть обеспечение необходимыми веществами, ферментами и прочим материалом, происходит внутри мембран. Очень важную роль имеют в данной ситуации ферменты, каждый из которых отвечает за определенную функцию. Принцип действия молекул ферментов - в том, что к ним тотчас же стремятся присоединиться другие активные вещества. Благодаря этому реакция в клетке происходит практически в мгновение ока.

Клеточное строение

Из начального школьного курса биологии ясно, что за синтез белков и других жизненно важных составляющих клетки ответственность несет преимущественно цитополазма. Практически любая клетка человека способна осуществлять синтиез более чем 1000 различных протеинов. По величине эти клетки могут быть как в 1 миллиметр, так и в 1 метр, примером таковых являются составляющие нервной системы человеческого тела. Способностью к регенерации обладает большинство видов клеток, однако есть и исключения, которыми являются уже упомянутые нервные клетки и мышечные волокна.

С того мгновения, как впервые зародилась жизнь, природа планеты Земля беспрестанно развивается и модернизируется. Эволюция тянется уже несколько сотен миллионов лет, тем не менее все тайны и интересные факты не раскрыты до сей поры. Формы жизни на планете подразделяются на ядерные и доядерные, одноклеточные и многоклеточные.

Одноклеточные организмы характеризуются тем, что все важные процессы происходят в одной-единственной клетке. Многоклеточные же, напротив, состоят из множества одинаковых клеток, способных к делению и но, тем не менее, скомпонованных в единое целое. занимают огромное пространство на Земле. К этой группе относят и людей, и животных, и растения, и многое-многое другое. Каждый из данных классов делится на виды, подвиды, роды, семейства и прочее. Впервые знания об на планете Земля были получены из опыта живой природы. Следующий этап имеет непосредственное отношение к взаимодействию с живой природой. Также стоит детально изучить все системы и подсистемы окружающего мира.

Организация живых организмов

  • Молекулярная.
  • Клеточная.
  • Тканевая.
  • Органная.
  • Онтогенетическая.
  • Популяционная.
  • Видовая.
  • Биогеоцентрическая.
  • Биосферная.

В процессе изучения простейшего молекулярно-генетического уровня достигнут наивысший критерий осведомленности. Хромосомная теория наследственности, анализ мутаций, подробное изучение клеток, вирусов и фагов послужили основанием для вскрытия основополагающих генетических систем.

Примерные знания о структурных уровнях молекул были получены посредством влияния открытия о строении живых организмов. В середине 19 века люди не знали о том, что организм состоит из множества элементов, и считали, что на клетке все замыкается. Тогда ее сравнивали с атомом. Знаменитый ученый того времени из Франции Луи Пастер предположил, что самое важное отличие живых организмов от неживых - молекулярное неравенство, свойственное только живой природе. Ученые назвали это свойство молекул хиральностью (термин переведен с греческого и означает «рука»). Такое название было дано ввиду того, что это свойство напоминает отличие правой руки от левой.

Одновременно с подробным изучением белка ученые продолжали раскрывать все тайны ДНК и принципа наследственности. Наиболее актуальным этот вопрос стал в тот момент, когда пришло время выявить отличие живых организмов от неживой природы. Если при определении границ живого и безжизненного руководствоваться научным методом, вполне можно столкнуться с рядом определенных затруднений.

Вирусы - кто они?

Есть мнение о существовании так называемых пограничных этапов между живым и неживым. В основном биологи спорили и спорят до сих пор на предмет происхождения вирусов. Отличие вирусов от обычных клеток состоит в том, что они могут размножаться только с целью навредить, но не с целью омолодить и продлить жизнь индивидуума. Также вирусы не имеют возможности обмениваться веществами, расти, реагировать на раздражающие факторы и так далее.

Вирусные клетки, находящиеся вне организма, обладают наследственным механизмом, тем не менее в их составе нет ферментов, являющихся своеобразным фундаментом полноценного существования. Потому такие клетки могут существовать только благодаря жизненной энергии и полезным веществам, забираемым у донора, которым является здоровая клетка.

Основные признаки отличия живого от неживого

Любой человек, не обладая специальными знаниями, может увидеть, что живой организм чем-то да отличается от неживого. Особенно это очевидно, если рассматривать клетки под лупой или линзой микроскопа. В строении вирусов найдется всего лишь одна клетка, наделенная одним набором органоидов. В составе обыкновенной же клетки, напротив, имеется много всего интересного. Отличие живых организмов от неживой природы заключается в том, что в живой клетке можно проследить строго упорядоченные молекулярные соединения. В перечень этих самых соединений входят белки, нуклеиновые кислоты. Даже вирус имеет оболочку из нуклеиновой кислоты, несмотря на то что не имеет остальных «звеньев цепи».

Отличие живой природы от неживой очевидно. Клетка живого организма обладает функциями питания и обмена веществ, а также способностью дышать (в случае с растениями - еще и обогащать пространство кислородом).

Еще одна отличительная способность живого организма заключается в самовоспроизведении с передачей всех неотъемлемых наследственных особенностей (к примеру, тот случай, когда ребенок рождается похожим на кого-то из родителей). Можно сказать, что это основное отличие живого. Неживого организма, обладающего такой способностью, не существует.

С этим фактом имеет неразрывную связь то, что живой организм способен не только к одиночному, но и к командному совершенствованию. Очень важным навыком любого живого элемента названа способность приспосабливаться к любым условиям и даже к тем, в которых не приходилось существовать ранее. Наглядным примером является способность зайца менять окраску, защищаясь от хищников, а медведя - впадать в спячку для того, чтобы пережить холодное время года. К этим же свойствам относится привычка животных к всеядности. В этом и состоит отличие тел живой природы. Неживой организм на такое не способен.

Неживые организмы тоже подвержены изменениям, только несколько иным, например, береза осенью меняет цвет листвы. Вдобавок ко всему, живые организмы имеют возможность вступать в контакт с окружающим миром, чего не могут представители неживой природы. Животные могут вступать в атаку, поднимать шум, вздыбливать шерсть в случае опасности, выпускать иголки, махать хвостом. Что касается высших групп живых организмов, там имеются собственные, не всегда подвластные современной науке механизмы коммуникации внутри сообщества.

Выводы

Прежде чем определять отличие живых организмов, неживых тел или рассуждать о факте принадлежности того или иного организма к категориям живой либо неживой природы, необходимо досконально изучить все признаки и того, и другого. Если только хотя бы один из признаков не соответствует классу живых организмов, то он уже не может называться живым. Одной из основных особенностей живой клетки является наличие в составе нуклеиновой кислоты и ряда белковых соединений. Это фундаментальное отличие живых объектов. Неживых тел с такой особенностью на Земле не существует.

Живые организмы, в отличие от неживых, имеют возможность размножаться и оставлять потомство, а также привыкать к любым условиям обитания.

Способностью коммуникации обладают только живые организмы, при этом их «язык» общения не подвластен изучению биологов любого уровня профессионализма.

Пользуясь этими материалами, каждый человек сможет отличить живое от неживого. Также отличительным признаком живой и неживой природы является то, что представители живого природного мира могут мыслить, а образцы неживого - нет.

Вопрос 1. Чем растения отличаются от животных?

Вопрос 2. Какие признаки характерны для живых организмов?

Живые организмы растут, питаются, дышат, развиваются, размножаются, обладают раздражимостью, выделяют в окружающую их среду продукты своей жизнедеятельности (обмен веществ и энергии). Все живые организмы состоят из клеток (кроме вирусов).

Вопрос 1. Какие царства живых организмов вы знаете?

Выделяют четыре царства: Бактерии, Грибы, Растения и Животные.

Вопрос 2. Какие особенности отличают живые организмы от неживых объектов?

Живые организмы от неживых объектов отличаются следующими особенностями: рост, питание, дыхание, развитие, размножение, раздражимость, выделение, обмен веществ и энергии, подвижность. Неживые объекты такими особенностями не обладают.

Вопрос 3. Какое значение для существования жизни на Земле имеет способность организмов к размножению?

Если прекратиться размножение на любой ступени организмов, постепенно исчезнет всё живое. Это говорит о взаимосвязи живых организмов. Размножение осуществляет передачу наследственной информации и преемственность поколений. Размножение позволяет популяции существовать, продолжать свой вид.

Подумайте

Рассмотрите рисунок 9. Какое явление изображено на нём и почему оно получило название «цепь питания»? Самостоятельно составьте пищевую цепь, характерную для живых организмов, обитающих в вашей местности.

На этом рисунке изображено явление «цепь питания». Оно действительно похоже на цепочку из определенных звеньев, которые последовательно сменяют друг друга. Примеры:

Солнце →трава →заяц →волк;

Солнце → листва дерева →гусеница →птица (синица, иволга) →ястреб или сокол;

Ель →белка →куница;

Солнце →трава →гусеница →мышь →гадюка →ёж →лиса.

Задания. Составьте план параграфа.

План параграфа

§3. Разнообразие живой природы. Царства живых организмов. Отличительные признаки живого.

План параграфа:

1. Царства живых организмов;

2. Отличия живых организмов от неживых объектов;

3. Основные особенности живых организмов;

3.1. Клеточное строение;

3.2. Химический состав;

3.3. Обмен веществ;

3.4. Раздражимость;

3.6. Развитие;

Признаки живых организмов:

  1. Живые организмы, изучаемые биологией, содержат биополимеры: белки и нуклеиновые кислоты, определяющие их характерные свойства.
  2. Большинство организмов имеет клеточное строение (кроме вирусов).
  3. Обмен веществом и энергией с окружающей средой: живые существа питаются, на этом основан пластический и энергетический обмен, поддерживают постоянство внутренней среды - гомеостаз и выделяют продукты жизнедеятельности в окружающую среду.
  4. Способность к размножению: воспроизведение потомства, наследующего признаки родителей.

Совокупность этих признаков отличает живые организмы от тел неживой природы. Важнейшим отличием является способность обрабатывать информацию, получаемую из окружающей среды, и осуществлять ответную реакцию на внешнее раздражение.

Также отмечают сложность организации, способность эволюционировать, приспособленность к среде обитания.

Нетрудно видеть, что многие живые организмы обладают не всеми названными свойствами (например, споры бактерий в замороженном состоянии). В то же время в неживой природе существуют системы, обладающие многими из названных признаков (например насыщенные растворы, космические тела, созданная человеком вычислительная техника и автоматизированные системы).

Существует точка зрения (витализм и др.), что основополагающим и принципиальным отличием живого от неживого является наличие особой субстанции (души), покидающей физическое тело после смерти. Данная точка зрения не пользуется популярностью среди биологов, несмотря на безуспешность многочисленных попыток получения живого существа из неживой материи.

2. Экологические (биотические) факторы, их влияние на организм. Приведите примеры конкурентных отношений в природе и раскройте их значение. Как человек использует знания о конкуренции в практической деятельности?

К биотическим факторам относят влияние на организм окружающих живых существ. В зависимости от того, положительно или отрицательно данные взаимодействия сказываются на состоянии организмов, выделяют:

Конкуренция как существенный фактор в борьбе за существование способствует различной специализации (эволюционному расхождению потребностей), что повышает видовое разнообразие и устойчивость экосистем.

В практической деятельности человека важно учитывать нежелательную конкуренцию: не допускать засорения полей сорняками, прудов для рыборазведения сорными малоценными породами рыб. Особая осторожность требуется при заселении экосистем новыми видами, которые могут вытеснить ценные местные виды.

Пример цепи питания:

Сосна → гусеница непарного шелкопряда → кукушка → ястреб → бактерии
Стрелками показано направление передачи биомассы и энергии.

Цепи питания в экосистеме связаны друг с другом, образуя трофическую сеть:

3. Объясните, почему поджелудочную железу относят к железам смешанной секреции. Как в крови поддерживается постоянное количество глюкозы? Какие меры необходимо соблюдать, чтобы не заболеть сахарным диабетом?

Поджелудочная железа относится к железам смешанной секреции. Она вырабатывает пищеварительный сок, содержащий ферменты и поступающий через проток в двенадцатиперстную кишку (внешняя секреция). В то же время поджелудочная железа синтезирует важнейший гормон - инсулин, выделяемый в кровь (внутренняя секреция). При повышении содержания глюкозы в крови, вырабатываемый инсулин способствует усиленному потреблению глюкозы и превращению её в гликоген, запасное вещество. После чего излишки инсулина достаточно быстро разрушаются.

При недостатке инсулина развивается заболевание - . Больным, страдающим сахарным диабетом, вводят в кровь препараты инсулина.

Чтобы не заболеть сахарным диабетом, нужно вести подвижный образ жизни, не злоупотреблять углеводами, избегать нервных перегрузок. Профилактике сахарного диабета способствует включение в рацион злака под названием полба и некоторые другие продукты.